О признании противоречащими законодательству отдельных положений устава муниципального образования



Дело 2-358 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» июля 2010 г. г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кудрявцевой Е.С.,

с участием зам. прокурора Калязинского района Тверской области Фомина А.А.,

представителя заинтересованных лиц Собрания депутатов Калязинского района Тверской области и главы Калязинского района Тверской области Озерова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в силу отдельных положений устава муниципального образования «Калязинский район»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калязинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в силу положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район», утвержденного решением Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образование «Калязинский район», согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав Калязинского района и изменяющие полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправление вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений, мотивируя тем, что абзац 2 ч. 8 ст. 44 федерального закона в редакции федерального закона от 6.10.2003г. №131-Ф3 определял, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с п. п. «в» ч. 13 ст. 8 федерального закона от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» абзац второй ч. 8 ст. 44 федерального закона изложен в следующей редакции: «Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений».

Однако до настоящего времени положения ч.Номер обезличен устава МО «Калязинский район» в соответствие с нормами действующего федерального законодательства не приведены.

Указанное положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район», незаконно определяет иной порядок вступления в силу решения, определяющего полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, нежели предусмотрено федеральным законом, что затрагивает права и интересы граждан в части реализации права на местное самоуправление, установленное ч 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации.

По мнению прокурора Калязинского района положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район» в части установления порядка вступления в силу решения, определяющего полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, противоречит законодательству и подлежит признанию недействующим.

В судебном заседании зам. прокурора Калязинского района Тверской области Фомин А.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Собрания депутатов Калязинского района и главы Калязинского района Озеров В.А. требования прокурора признал, с доводами согласился.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что законные основания для удовлетворения требований прокурора Калязинского района имеются.

К такому выводу суд приходит по следующим основаниям:

Собранием депутатов Калязинского района Дата обезличенаг. принято решение Номер обезличен, Главой Калязинского района ФИО6 подписано решение Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район». В соответствии с указанным решением представительного органа устав муниципального района изложен в новой редакции.

Указанное решение и текст устава муниципального образования «Калязинский район» опубликованы в районной общественно-политической газете «Вперед» в Номер обезличен от Дата обезличенаг.

В последующем изменения и дополнения в указанный текст устава, а также в решение Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен не вносились.

Номер обезличен устава Калязинского района определяет порядок принятия, вступления в законную силу устава Калязинского района, внесение в устав изменений и дополнений.

Ч. Номер обезличен устава устанавливает, что изменения и дополнения, внесенные в устав Калязинского района и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Собрания депутатов Калязинского района, принявшего муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав Калязинского района.

Ст. 12 Конституции Российской Федерации определяет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 131 Конституции РФ определяет, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В соответствии с Конституцией РФ принят и действует федеральный закон от 6.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Преамбула к федеральному закону определяет, что федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Абзац 2 ч. 8 ст. 44 федерального закона в редакции федерального закона от 6.10.2003г. №131-Ф3 определял, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с п. п. «в» ч. 13 ст. 8 федерального закона от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» абзац второй ч. 8 ст. 44 федерального закона изложен в следующей редакции: «Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений».

Однако до настоящего времени положения ч.Номер обезличен устава Калязинского района в соответствие с нормами действующего федерального законодательства не приведены.

Указанное положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район», незаконно определяет иной порядок вступления в силу решения, определяющего полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, нежели предусмотрено федеральным законом, что затрагивает права и интересы граждан в части реализации права на местное самоуправление, установленное ч 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район» в части установления порядка вступления в силу решения, определяющего полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, противоречит федеральному законодательству и в силу этого подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район», утвержденного решением Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образование «Калязинский район», согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав Калязинского района и изменяющие полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправление, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Обязать Собрание депутатов Калязинского района Тверской области опубликовать сообщение о принятом решении в районной общественно - политической газете «Вперед» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Л.И.Осипова