Дело № 2-374 2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2010 года г. Калязин
Калязинский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Трепалиной Н.Н.,
при секретаре Мужичковой Ю.М.,
с участием заместителя прокурора Калязинского района Тверской области Фомина А.А.,
заинтересованного лица – представителя собрания депутатов Калязинского района Озерова В.С., действующего на основании доверенности от 15 июля 2010 года № 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по заявлению прокурора Калязинского района в интересах неопределённого круга лиц к совету депутатов Калязинского района, главе Калязинского района о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в силу отдельных положений устава муниципального образования «Калязинский район»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Калязинского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к совету депутатов Калязинского района, главе Калязинского района о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в силу отдельных положений устава муниципального образования «Калязинский район», мотивируя свои требования тем, что Собранием депутатов Калязинского района Дата обезличена г. принято решение Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район», а главой Калязинского района подписано данное решение. Указанное решение и текст устава муниципального образования «Калязинский район» опубликованы в районной общественно-политической газете «Вперёд» в Номер обезличен от Дата обезличена года. В последующем изменения и дополнения в указанный текст устава, а также в решение Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличена г. Номер обезличен не вносились. Ст. 9-1 устава Калязинского района определены права органов местного самоуправления Калязинского района на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения муниципального района. ... устава относит к таким правам право на участие в организации и финансировании проведения на территории Калязинского района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с п. 8 ст. 8 федерального закона от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» п. 2 ч. 1 ст. 15-1 федерального закона №131-ФЗ утратил силу. Однако, до настоящего времени положения ...1 устава Калязинского района в соответствие с нормами действующего федерального законодательства не приведены. Положение, содержащееся в ... устава муниципального образования «Калязинский район», противоречит законодательству и подлежит признанию недействующим. Указанное положение, содержащееся в ... устава муниципального образования «Калязинский район» в случае принятия решения органами местного самоуправления Калязинского района об участии в организации и финансировании проведения на территории Калязинского района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, может привести к возложению дополнительных обязанностей на граждан, проживающих в муниципальном образовании, связанных с решением указанного вопроса, в т. ч. в части возникновения дополнительных финансовых затрат при установлении соответствующих налогов и сборов, а также недофинансированию иных направлений, относящихся к вопросам местного значения и являющихся в связи с этим приоритетными для реализации, т. е. затрагивает права и интересы граждан в части реализации права на местное самоуправление, установленное ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. В связи с чем, просит признать противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в силу положение, содержащееся в ... устава муниципального образования «Калязинский район», утверждённого решением Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район».
В судебном заседании заместитель прокурора Калязинского района Фомин А.А. поддержал заявление, просил его удовлетворить.
Заинтересованное лицо - глава Калязинского района в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений относительно требований прокурора Калязинского района суду не представлено.
Заинтересованное лицо – представитель собрания депутатов Калязинского района Озеров В.С. с требованиями прокурора Калязинского района не согласился и пояснил, что положения Устава ... не ущемляют права и интересы граждан. Устав принят в соответствии с требованиями закона. Положение Устава, не соответствующее законодательству, не может применяться. Считает, что прокурором Калязинского района не было завершено досудебное разбирательство, так как прокурор обратился с представлением о нарушениях, на которое они отреагировали и устранили, и одновременно подал заявление в суд. Решение должно быть одно : либо представление, либо обращение в суд.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав заместителя прокурора Калязинского района Фомина А.А., представителя собрания депутатов Калязинского района Озерова В.С., суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Собранием депутатов Калязинского района Дата обезличена г. принято решение Номер обезличен, а главой Калязинского района подписано данное решение «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район».
Указанное решение и текст устава муниципального образования «Калязинский район» опубликованы в районной общественно-политической газете «Вперёд» в Номер обезличен от Дата обезличена года.
В последующем изменения и дополнения в указанный текст устава, а также в решение Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличена г. Номер обезличен не вносились.
Ст. 9-1 устава Калязинского района определены права органов местного самоуправления Калязинского района на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения муниципального района.
... устава относит к таким правам право на участие в организации и финансировании проведения на территории Калязинского района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Ст. 12 Конституции Российской Федерации определяет, что в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ст. 131 Конституции РФ определяет, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В соответствии с Конституцией РФ принят и действует федеральный закон от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Преамбула к федеральному закону определяет, что федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Ч. 1 ст. 15-1 указанного федерального закона в редакции от 6.10.2003г. №131- ФЗ определяла, что органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
6) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;
7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на Дата обезличена года;
8) создание условий для развития туризма.
В соответствии с п. 8 ст. 8 федерального закона от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» п. 2 ч. 1 ст. 15-1 федерального закона №131-ФЗ утратил силу.
Однако, до настоящего времени положения ... устава Калязинского района в соответствие с нормами действующего федерального законодательства не приведены.
Положение, содержащееся в ... ... устава муниципального образования «Калязинский район», противоречит законодательству и подлежит признанию недействующим.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, суд считает, что указанное положение, содержащееся в ... устава муниципального образования «Калязинский район» в случае принятия решения органами местного самоуправления Калязинского района об участии в организации и финансировании проведения на территории Калязинского района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, может привести к возложению дополнительных обязанностей на граждан, проживающих в муниципальном образовании, связанных с решением указанного вопроса, в т. ч. в части возникновения дополнительных финансовых затрат при установлении соответствующих налогов и сборов, а также недофинансированию иных направлений, относящихся к вопросам местного значения и являющихся в связи с этим приоритетными для реализации, т. е. затрагивает права и интересы граждан в части реализации права на местное самоуправление, установленное ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании изложенного, суд находит требования прокурора Калязинского района Тверской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в силу положение, содержащееся в ... устава муниципального образования «Калязинский район», утвержденного решением Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район».
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы или представления в Калязинский районный суд.
Федеральный судья Н.Н.Трепалина