О признании права собственности на недвижимое имущество



Дело № 2 – 427 / 2010 года

Решение

Именем Российской Федерации

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Чистохиной Е.С.

при секретаре Кузнецовой Р.И.

с участием истца Донина А.В.

рассмотрев 04 августа 2010 года в Калязинском суде в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Донина Александра Владимировича к администрации Калязинского района Тверской области о признании права собственности на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л:

Истец Донин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок для ведения огородничества площадью ... кв. метров расположенный по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение, село ..., улица ..., дом №___, и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. метров расположенный по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение, село ....

В судебном заседании истец Донин А.В. полностью поддержал свои исковые требования пояснив, что хх_хххх года он обратился с письменным заявлением в администрацию Калязинского района с просьбой о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и огородничества в д.... ... сельского поселения Калязинского района. Территориально, в связи с отсутствием необходимого количества земли в одном месте, земельный участок разделен на два, по 0, ... гектар каждый. С хх_хххх года по хх_хххх года в отношении спорных земельных участков проводились землеустроительные работы, хх_хххх года в местной газете «Вестник » было опубликовано объявление о намерении администрации Калязинского района предоставить в собственность земельные участки из земель населённых пунктов, а хх_хххх года глава Калязинского района, рассмотрев заявление истца, подписал постановлении №___ о предоставлении в собственность Донину А.В. земельных участков в селе ... ... сельского поселения площадью ... кв.метров каждый. хх_хххх года после получения вышеуказанного постановления и кадастрового паспорта на земельный участок, истец сдал документы на государственную регистрацию права собственности в Калязинский отдел УФРС по Тверской области. хх_хххх года ему было отказано в государственной регистрации права на земельные участки по тем основаниям, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства в связи с признанием утратившим силу Закона Тверской области от 08.07.2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Полагает, что поскольку заявление о предоставлении ему земельных участков было подано до вступления в силу Закона Тверской области от 09.04.2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», которым вышеуказанный закон признан утратившим силу, за ним может быть признано право на получение земельных участков, расположенных по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение ... улица ..., дом №___ и по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение ... в собственность бесплатно.

Представитель администрации Калязинского района в суд не явился, как видно из отзыва, возражений по иску администрация не имеет, просит дело рассмотреть без участия представителя администрации.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в суд так же не явился, мнения по разрешению спора не предоставил.

Суд, с учетом мнения истца и характера спора, полагает возможным рассмотреть дело по существу без участия в судебном заседании представителей администрации Калязинского района и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2 Конституции РФ); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции РФ).

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 этого Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким Законом являлся закон субъекта РФ, а именно: Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», статьей 3 которого было установлено, что бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам, в том числе, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок для указанных выше целей.

Порядок наделения граждан земельными участками установлен законодательством, а именно: граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ). Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что истцом Дониным А.В. установленный законодательством порядок был соблюден в полном объеме, а именно:

Донин А.В. л.д. 21) хх_хххх года обратился в администрацию Калязинского района с заявлением (вх. №___), в котором он просил предоставить ему в собственность земельные участки, расположенные по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение село ....

хх_хххх года на основании письменного заявления истца главой Калязинского района было вынесено распоряжение №___ «О формировании земельного участка в селе ... ... сельского поселения и о предварительном согласовании предоставления в собственность указанных земельных участков Донину А.В.».

хх_хххх года после согласования акта №___ выбора и обследования площадки земельного участка Дониным А.В. был заключен договор №___ на выполнение работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства ООО «Просторы +». Сроки выполнения работ по договору составили с хх_хххх года по хх_хххх года.

хх_хххх года после проведения землеустроительных работ в соответствии с Уставом муниципального образования «Калязинский район» и Земельным Кодексом РФ было издано постановление главы Калязинского района №___ «Об утверждении проекта границ земельного участка в селе ... ... сельского поселения для ведения личного подсобного хозяйства», и хх_хххх года постановление главы Калязинского района №___«Об утверждении проекта границ земельного участка в селе ... ... сельского поселения».

Оба земельных участка прошли кадастровый учет, о чём свидетельствуют выписки из государственного кадастра недвижимости от хх_хххх года №___ и от хх_хххх года №___.

хх_хххх года в газете «Вестник » было опубликовано объявление о намерении администрации Калязинского района предоставить в собственность земельные участки из земель населённых пунктов, расположенный по адресу: село ... ... сельского поселения, площадью по ... кв.метров для ведения личного подсобного хозяйства. После публикации объявления в газете «Вестник » других заявлений на приобретение данных земельных участков не поступало.

хх_хххх года постановлением №___ главы администрации Калязинского района в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Законом Тверской области «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность» от хх_хххх года., а так же с решением Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», Донину А.В. были предоставлены бесплатно в собственность земельные участки в селе ... ... сельского поселения.

Право на получение земельных участков бесплатно Донин А.В. на момент подачи им заявления о предоставлении ему таких участков имел, он постоянно проживает на территории Калязинского района Тверской области с 1998 года, это подтвердил свидетель ФИО3, он же пояснил, что истец до настоящего времени использует выделенные ему земельные участки по прямому назначению.

Сообщением Калязинского отдела УФРС по Тверской области подтверждено, что права Дониным А.В. на земельные участки в Едином Государственном реестре ранее не зарегистрированы, а согласно решения Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», на основании которого истцу и были выделены земельные участки, бесплатно земельные участки, предоставлялись в собственность гражданам, не использовавшим право на однократное бесплатное получение земельных участков.

Разрешая спор по существу, суд считает необходимым отметить следующее:

хх_хххх года истец сдал документы на государственную регистрацию права собственности в Калязинский отдел УФРС по Тверской области.

На момент подачи Дониным А.В. заявления о регистрации за ним права собственности на спорные земельные участки, Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», был признан утратившим силу с 22 апреля 2008 года, а именно: с момента введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", территориальный отдел Управления Федеральной регистрационной службы осуществляет правовую экспертизу правоустанавливающих документов, то есть соответствии предоставленных документов требованиям, установленным Законодательство Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 17 Закона о регистрации, одним из оснований для государственной регистрации являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания.

хх_хххх года Донин А.В. получил сообщения об отказе в государственной регистрации права на земельные участки.

На момент издания Постановления Главы Калязинского района за №___ от хх_хххх года действительно действовал Закон Тверской области от 09.04.2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», согласно которому в отношении земельных участков с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства случаи бесплатного предоставления не предусмотрены.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в Государственной регистрации прав.

Таким образом, в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, государственным регистратором было принято обоснованное решение об отказе Донину А.В. в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости на основании п. 12 статьи 19 и абз. 4 п.1 статьи 20 Закона о регистрации (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства).

Вместе с тем, судом установлено, что Донин А.В. обратился с заявлением в администрацию Калязинского района о льготном предоставлении земельных участков в 2007 году, то есть до введение в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО.

Согласно пункта 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И, в определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ.

Следовательно, изменением законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в девствующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»... в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

В Постановлении Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Судом по обстоятельства настоящего спора установлено, что у Донина А.В. на момент его обращения в местную администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно в порядке приватизации земельного участка, имелась льгота, а именно: в соответствии со статьей 3 закона Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (с изменениями от хх_хххх года) Донин А.В. имел право на бесплатное получение единожды в собственность земельного участка. Он это право реализовал, обратившись в администрацию Калязинского района по месту своего проживания с соответствующим заявлением. Более того, в отношении просимого им земельного участка и по его же заявлению, на основании распоряжений органа местного самоуправления, были в полном объеме проведены работы по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков. То обстоятельство, что Донину А.В. передано два земельных участка, юридического значения не имеет, так как фактически их площадь соответствует решению Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», то есть 0, 40 гектар.

Регистрация права собственности Донина А.В. оказалась незавершенной не потому, что сам Донин А.В. отказался от реализации такого своего права, а только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

При таких обстоятельствах, а так же руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ, отказ Донину А.В. в признании его права собственности на спорный земельный участок, следует признать необоснованным.

Согласно части 2 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Следовательно, земельный участок фактически становится объектом права после проведения межевания и кадастрового учета, он начинает отвечать требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса РФ, поскольку его границы описаны и удостоверены в установленном порядке.

Судом по обстоятельствам настоящего спора установлено, что Донин А.В., имевший право на получение льготы – получение единожды бесплатно в собственность земельного участка до вступления в силу Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО, совершил юридически значимые действия именно до вступления в силу Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО, он прошёл весь установленный законодательством на момент подачи им заявления о предоставлении ему в собственность бесплатно земельных участков порядок, то есть - границы спорных земельных участков были описаны и удостоверены, спорным земельным участкам присвоены кадастровые номера и они поставлены на кадастровый учет, споров по этим земельным участкам нет, получены все согласования с компетентными службами. Таким образом, именно в связи с подачей Дониным А.В. заявления о предоставлении ему земельных участков, эти земельные участки стали объектом права, так как начали отвечать требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса РФ, поскольку их границы описаны и удостоверены в установленном порядке. Ранее Донин А.В. бесплатно в порядке приватизации земельные участки не передавались. В регистрации права собственности на этот земельный участок было отказано Донину А.В только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», а не потому, что он сам отказался от реализации своей льготы на получение бесплатно в собственность спорных земельных участков.

Именно поэтому суд считает, что в отношении Донина А.В. должно быть применено Постановление Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которому, как уже указано выше в настоящем решении суда, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Следовательно, за Дониным А.В. может быть признано право собственности на спорные земельные участки.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л :

Исковые требования Донина Александра Владимировича к администрации Калязинского района Тверской области о признании права собственности на земельные участки, удовлетворить, признать за Дониным Александром Владимировичем право собственности на земельный участок для ведения огородничества площадью ... кв. метров с кадастровым номером №___, расположенный по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение, село ..., улица ..., дом №___, и на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. метров с кадастровым номером №___, расположенный по адресу: Тверская область Калязинский район ... сельское поселение, село ....

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья Е.С.Чистохина