О признании права собственности на земельный участок



Дело № 2 –417 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2010 года г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кудрявцевой Е.С.,

с участием представителя истца Виноградова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пеньковой Екатерины Алексеевны к администрации Калязинского района Тверской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Пенькова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. м., расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с...., кадастровый номер 69:№___:0191.

В судебном заседании представитель истца Виноградов А.С. поддержал исковые требования и пояснил, что хх_ххххг. его доверительница обратилась с письменным заявлением в администрацию Калязинского района о предоставлении ей в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в с. ... ... сельского поселения Калязинского района. С хх_ххххг. в отношении спорного земельного участка по распоряжению главы Калязинского района проводились землеустроительные работы. В соответствии с подготовленными документами межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по Тверской области для постановки земельного участка на кадастровый учет. хх_ххххг. из Управления Роснедвижимости по Тверской области был получен кадастровый паспорт земельного участка. хх_ххххг. было издано постановление главы Калязинского района за №___, в соответствии с которым Пеньковой Е.А. был предоставлен в собственность земельный участок в с. ... ... сельского поселения площадью ... кв.м. с кадастровым номером 69:№___0191, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства. хх_ххххг. Пенькова Е.А. сдала документы на государственную регистрацию в Калязинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области. хх_хххх года ей было отказано в государственной регистрации права на земельный участок в с. ... в связи с признанием утратившим силу Закона Тверской области от 08.07.2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Полагает, что поскольку заявление о предоставлении земельного участка в с. ... Калязинского района для ведения личного подсобного хозяйства было подано Пеньковой Е.А. до вступления в силу Закона Тверской области от 09.04.2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», которым вышеуказанный закон признан утратившим силу, за ней может быть признано право на получение земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с. ..., в собственность бесплатно.

Представитель ответчика администрации Калязинского района Тверской области в суд не явился, как видно из отзыва, возражений не имеет, просит дело рассмотреть без его участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, привлеченный для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённый о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений по существу исковых требований не представил.

Суд, учитывая мнение представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2 Конституции РФ); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции РФ).

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким Законом являлся закон субъекта РФ, а именно: Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», статьёй 3 которого было установлено, что бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам, в том числе, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок для указанных выше целей.

Порядок наделения граждан земельными участками установлен земельным законодательством.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что истцом установленный законодательством порядок был соблюдён в полном объеме, а именно:

Пенькова Е.А. хх_ххххг. обратилась в администрацию Калязинского района с заявлением, в котором просит предоставить ей в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с. .... Данное заявление было принято администрацией Калязинского района для исполнения.

хх_хххх года на основании письменного заявления истца главой Калязинского района было вынесено распоряжение №___ «О формировании земельных участков в с. ... и д. ... ... сельского поселения и о предварительном согласовании предоставления в собственность указанных земельных участков Пеньковой Е.А.».

хх_ххххг. с ООО «Просторы+» был заключен договор №___ на выполнение работ по межеванию земельного участка в с. ... ... сельского поселения, со сроком исполнения договора хх_ххххг.

В соответствии с подготовленными документами межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по Тверской области для постановки земельного участка на кадастровый учет. хх_ххххг. из Управления Роснедвижимости по Тверской области был получен кадастровый паспорт.

хх_ххххг. постановлением №___ главы Калязинского района в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Законом Тверской области «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность» от хх_хххх года, а также с решением Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», Пеньковой Е.А. был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: Калязинский район, ... сельское поселение, с ... площадью ...,0 кв.м. с кадастровым номером 69:№___:0191,предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства.

Право на получение земельного участка бесплатно Пенькова Е.А. на момент подачи ею заявления о предоставлении ей такого участка имела, она постоянно проживает на территории Калязинского района Тверской области. Сообщением Калязинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области подтверждено, что права Пеньковой Е.А. на земельный участок в Едином Государственном реестре ранее не зарегистрированы, а согласно решения Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», на основании которого истцу и был выделен земельный участок, бесплатно земельные участки предоставлялись в собственность гражданам, не использовавшим право на однократное бесплатное получение земельных участков.

Разрешая спор по существу, суд считает необходимым отметить следующее:

хх_хххх года истец сдал документы на государственную регистрацию права собственности в Калязинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

На момент подачи Пеньковой Е.А. заявления о регистрации за ней права собственности на спорный земельный участок, Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», был признан утратившим силу с 22 апреля 2008 года, а именно: с момента введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", территориальный отдел Управления Федеральной регистрационной службы осуществляет правовую экспертизу правоустанавливающих документов, то есть проверяет соответствие предоставленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 17 Закона о регистрации, одним из оснований для государственной регистрации являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания.

хх_хххх года Пенькова Е.А. получила отказ в государственной регистрации права на земельный участок.

На момент издания постановления главы Калязинского района за №___ от хх_ххххг. «О предоставлении в собственность Пеньковой Е.А. земельных участков в с. ... и д. ... ... сельского поселения» действовал Закон Тверской области от 09.04.2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», согласно которому в отношении земельных участков с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства случаи бесплатного предоставления не предусмотрены.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Таким образом, в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации, государственным регистратором было принято обоснованное решение об отказе Пеньковой Е.А. в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании п. 12 статьи 19 и абз. 4,10 п.1 статьи 20 Закона о регистрации (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства).

Вместе с тем, судом установлено, что Пенькова Е.А. обратилась с заявлением в администрацию Калязинского района о льготном предоставлении земельного участка в апреле 2007 г., то есть до введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО.

Согласно пункта 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И, в определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретённого ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ.

Следовательно, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

В Постановлении Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 17-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Судом по обстоятельства настоящего спора установлено, что у Пеньковой Е.А. на момент её обращения в местную администрацию с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно в порядке приватизации земельного участка, имелась льгота, а именно: в соответствии со статьёй 3 закона Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (с изменениями от 14 июля 2003 года) она имела право на бесплатное получение единожды в собственность земельного участка. Она это право реализовала, обратившись в администрацию Калязинского района по месту своего проживания с соответствующим заявлением. Более того, в отношении просимого ею земельного участка и по её же заявлению, на основании распоряжений органа местного самоуправления, были в полном объеме проведены работы по постановке на кадастровый учёт спорного земельного участка. Регистрация права собственности Пеньковой Е.А. оказалась незавершённой не потому, что сама Пенькова Е.А. отказалась от реализации такого своего права, а только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

При таких обстоятельствах, а также руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретённого ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ, отказ Пеньковой Е.А. в признании её права собственности на спорный земельный участок следует признать необоснованным.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что за Пеньковой Е.А. может быть признано право собственности на спорный земельный участок.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пеньковой Екатерины Алексеевны удовлетворить.

Признать за Пеньковой Екатериной Алексеевной право собственности на земельный участок площадью ... кв. метров с кадастровым номером 69:№___:0191, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с. ....

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путём подачи кассационной жалобы через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.И. Осипова