О признании права собственности на земельный участок



Дело № 2 – 430 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кудрявцевой Е.С.,

с участием представителей истца Макарова Е.С., Родионова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Сергея Евгеньевича к администрации Калязинского района Тверской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец Макаров С.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. м., расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с. ..., ул. ..., кадастровый номер №___.

В судебном заседании представители истца Макаров Е.С., Родионов А.А. поддержали исковые требования, пояснив, что хх_хххх. их доверитель Макаров С.Е. обратился с письменным заявлением в администрацию Калязинского района о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в с. ... Калязинского района. Данное заявление было принято администрацией Калязинского района для исполнения. С хх_ххххг. в отношении спорного земельного участка по распоряжению главы Калязинского района проводились землеустроительные работы. В соответствии с подготовленными документами межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по Тверской области для постановки земельного участка на кадастровый учёт. хх_ххххг. из Управления Роснедвижимости по Тверской области был получен кадастровый паспорт земельного участка. хх_ххххг. глава Калязинского района, рассмотрев заявление Макарова С.Е., подписал постановление №___ о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером №___, расположенного по адресу: Тверская обл., Калязинский район, с. ..., ул. ..., для ведения личного подсобного хозяйства. хх_ххххг. их доверитель принес документы на государственную регистрацию в Калязинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, где ему было разъяснено, что в государственной регистрации права на земельный участок будет отказано в связи с признанием утратившим силу Закона Тверской области от 08.07.2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», в связи с чем он обратился в суд с иском. Полагают, что поскольку заявление о предоставлении земельного участка было подано Макаровым С.Е. до вступления в силу Закона Тверской области от 09.04.2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», которым вышеуказанный закон признан утратившим силу, за ним может быть признано право на получение земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с. ..., в собственность бесплатно.

Представитель ответчика-администрации Калязинского района Тверской области в суд не явился, как видно из отзыва, возражений не имеет, просит дело рассмотреть без его участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, привлеченный для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённый о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений по существу исковых требований не представил.

Суд, учитывая мнение представителей истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2 Конституции РФ); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции РФ).

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким Законом являлся закон субъекта РФ, а именно: Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», статьёй 3 которого было установлено, что бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам, в том числе, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок для указанных выше целей.

Порядок наделения граждан земельными участками установлен земельным законодательством.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что истцом установленный законодательством порядок был соблюден в полном объеме, а именно:

Макаров С.Е. хх_ххххг. обратился в администрацию Калязинского района с заявлением, в котором просит предоставить ему в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, с. ..., ул. ....

хх_ххххг. на основании письменного заявления истца главой Калязинского района было вынесено распоряжение №___ «О формировании земельного участка в с. ... по ул. ... ... сельского поселения для ведения личного подсобного хозяйства».

хх_ххххг. в соответствии с вышеуказанным распоряжением был выдан акт №___ выбора и обследования площадки земельного участка для согласования с соответствующими службами гор. Твери и Калязинского района.

В соответствии с подготовленными документами межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по Тверской области для постановки земельного участка на кадастровый учёт.

хх_ххххг. из Управления Роснедвижимости по Тверской области был получен кадастровый паспорт земельного участка.

хх_ххххг. постановлением №___ главы администрации Калязинского района в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Законом Тверской области «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность» от хх_хххх года, а также с решением Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», Макарову С.Е. был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером №___ для ведения личного подсобного хозяйства в с. ..., по ул. ... ... сельского поселения.

Право на получение земельного участка бесплатно Макаров С.Е. на момент подачи им заявления о предоставлении ему такого участка имел, он постоянно проживает на территории Калязинского района Тверской области. Сообщением Калязинского отдела УФРС по Тверской области подтверждено, что права Макарова С.Е. на земельный участок в ЕГРП ранее не зарегистрированы, а согласно решения Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», на основании которого истцу и был выделен земельный участок, бесплатно земельные участки, предоставлялись в собственность гражданам, не использовавшим право на однократное бесплатное получение земельных участков.

На момент издания постановления главы Калязинского района за №___ от хх_ххххг. «О предоставлении в собственность Макарову С.Е. земельного участка в с. ..., ул. ... ... сельского поселения» действовал Закон Тверской области от 09.04.2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», согласно которому в отношении земельных участков с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства случаи бесплатного предоставления не предусмотрены.

Вместе с тем, судом установлено, что Макаров С.Е. обратился с заявлением в администрацию Калязинского района о льготном предоставлении земельного участка в январе хх_хххх., то есть до введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО.

Согласно пункта 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И, в определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ.

Следовательно, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»№ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

В Постановлении Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Судом по обстоятельствам настоящего спора установлено, что у Макарова С.Е. на момент его обращения в местную администрацию с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно в порядке приватизации земельного участка, имелась льгота, а именно: в соответствии со статьей 3 закона Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» Макаров С.Е. имел право на бесплатное получение единожды в собственность земельного участка. Он это право реализовал, обратившись в администрацию Калязинского района по месту своего проживания с соответствующим заявлением. Более того, в отношении просимого им земельного участка и по его же заявлению, на основании распоряжений органа местного самоуправления, были в полном объёме проведены работы по постановке на кадастровый учёт спорного земельного участка. Регистрация права собственности Макарова С.Е. оказалась незавершённой не потому, что он отказался от реализации такого своего права, а только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

С учётом изложенного, суд полагает, что за Макаровым С.Е. может быть признано право собственности на спорный земельный участок.

Руководствуясь статьями 194-200 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Макарова Сергея Евгеньевича удовлетворить.

Признать за Макаровым Сергеем Евгеньевичем право собственности на земельный участок площадью ... кв. метров, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, с. ..., ул. ..., кадастровый номер №___.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путём подачи кассационной жалобы через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.И. Осипова