О признании права собственности на земельный участок



Дело № 2 – 418 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кудрявцевой Е.С.,

с участием истца Томашкова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томашкова Алексея Сергеевича к администрации Калязинского района Тверской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец Томашков А.С. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. м., расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, деревня ..., кадастровый номер №___.

В судебном заседании истец Томашков А.С. поддержал свои исковые требования, пояснив, что хх_ххххг. он обратился с письменным заявлением в администрацию Калязинского района о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в д. ... ... сельского поселения Калязинского района. Данное заявление было принято администрацией ... для исполнения. С хх_ххххг. в отношении спорного земельного участка по распоряжению главы Калязинского района проводились землеустроительные работы. В соответствии с подготовленными документами межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по Тверской области для постановки земельного участка на кадастровый учёт. хх_ххххг. из Управления Роснедвижимости по Тверской области был получен кадастровый паспорт.хх_ххххг. глава Калязинского района, рассмотрев его заявление, подписал постановление №___ о предоставлении ему в собственность земельного участка в д. Родионово Старобисловского сельского поселения площадью ... кв. м. После чего он сдал документы на государственную регистрацию в Калязинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.хх_хххх года ему было отказано в государственной регистрации права на земельный участок в связи с признанием утратившим силу Закона Тверской области от 08.07.2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Полагает, что поскольку заявление о предоставлении земельного участка было подано им до вступления в силу Закона Тверской области от 09.04.2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», которым вышеуказанный закон признан утратившим силу, за ним может быть признано право на получение земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, д. ..., в собственность бесплатно.

Представитель ответчика-администрации Калязинского района Тверской области в суд не явился, как видно из отзыва, возражений не имеет, просит дело рассмотреть без его участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, привлеченный для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённый о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений по существу исковых требований не представил.

Суд, учитывая мнение истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2 Конституции РФ); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции РФ).

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким Законом являлся закон субъекта РФ, а именно: Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», статьёй 3 которого было установлено, что бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам, в том числе, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок для указанных выше целей.

Порядок наделения граждан земельными участками установлен земельным законодательством.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что истцом установленный законодательством порядок был соблюден в полном объеме, а именно:

Томашков А.С. хх_ххххг. обратился в администрацию Калязинского района с заявлением (вх. №___ от хх_ххххг.), в котором просит предоставить ему в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, деревня ....

хх_ххххг. на основании письменного заявления истца главой Калязинского района было вынесено распоряжение №___ «О формировании земельного участка в д. Родионово Старобисловского сельского поселения для ведения личного подсобного хозяйства».

хх_ххххг. в соответствии с вышеуказанным распоряжением был выдан акт №___ выбора и обследования площадки земельного участка для согласования с соответствующими службами гор. Твери и Калязинского района.

После согласования вышеуказанного акта выбора и обследования площадки земельного участка хх_ххххг. с ООО «Просторы+» был заключён договор №___ на выполнение работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства со сроком исполнения договора до хх_ххххг.

После проведения землеустроительных работ хх_ххххг. было издано постановление №___ главы Калязинского района «Об утверждении проекта границ земельного участка в д. Родионово Старобисловского сельского поселения»

В соответствии с подготовленными документами межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по Тверской области для постановки земельного участка на кадастровый учёт.

хх_ххххг. из Управления Роснедвижимости по Тверской области был получен кадастровый паспорт земельного участка.

Объявление о намерении администрации Калязинского района предоставить в собственность земельный участок из земель населённых пунктов площадью ... кв. метров для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: д. ... ... сельского поселения Калязинского района Тверской области было опубликовано в газете «Вестник администрации Калязинского района» №___. После публикации объявления в газете других заявлений на приобретение данного земельного участка не поступало.

хх_ххххг. постановлением №___ главы администрации Калязинского района в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Законом Тверской области «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность» от хх_хххх года, а также с решением Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», Томашкову А.С. был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок в д.... ... сельского поселения площадью ... кв. м.

Право на получение земельного участка бесплатно Томашков А.С. на момент подачи им заявления о предоставлении ему такого участка имел, он постоянно проживает на территории Калязинского района Тверской области. Сообщением Калязинского отдела УФРС по Тверской области подтверждено, что права Томашкова А.С. на земельный участок в ЕГРП ранее не зарегистрированы, а согласно решения Собрания депутатов Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», на основании которого истцу и был выделен земельный участок, бесплатно земельные участки, предоставлялись в собственность гражданам, не использовавшим право на однократное бесплатное получение земельных участков.

Разрешая спор по существу, суд считает необходимым отметить следующее:

хх_хххх года истец сдал документы на государственную регистрацию права собственности в Калязинский отдел УФРС по Тверской области.

На момент подачи Томашковым А.С. заявления о регистрации за ним права собственности на спорный земельный участок, Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», был признан утратившим силу с 22 апреля 2008 года, а именно: с момента введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет правовую экспертизу правоустанавливающих документов, то есть проверяет соответствие предоставленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 17 Закона о регистрации, одним из оснований для государственной регистрации являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания.

хх_хххх года Томашков А.С. получил отказ в государственной регистрации права на земельный участок.

На момент издания постановления главы Калязинского района за №___ от хх_ххххг. «О предоставлении в собственность Томашкову А.С. земельного участка в д. Родионово Старобисловского сельского поселения» действовал Закон Тверской области от 09.04.2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», согласно которому в отношении земельных участков с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства случаи бесплатного предоставления не предусмотрены.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Таким образом, в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации, государственным регистратором было принято обоснованное решение об отказе Томашкову А.С. в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании п. 12 статьи 19 и абз. 4,10 п.1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по основанию, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и (или) содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, судом установлено, что Томашков А.С. обратился с заявлением в администрацию Калязинского района о льготном предоставлении земельного участка в феврале 2008г., то есть до введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО.

Согласно пункта 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И, в определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ.

Следовательно, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»№ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

В Постановлении Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Судом по обстоятельствам настоящего спора установлено, что у Томашкова А.С. на момент его обращения в местную администрацию с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно в порядке приватизации земельного участка, имелась льгота, а именно: в соответствии со статьей 3 закона Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (с изменениями от 14 июля 2003 года) Томашков А.С. имел право на бесплатное получение единожды в собственность земельного участка. Он это право реализовал, обратившись в администрацию Калязинского района по месту своего проживания с соответствующим заявлением. Более того, в отношении просимого им земельного участка и по его же заявлению, на основании распоряжений органа местного самоуправления, были в полном объёме проведены работы по постановке на кадастровый учёт спорного земельного участка. Регистрация права собственности Томашкова А.С. оказалась незавершённой не потому, что он отказался от реализации такого своего права, а только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области».

При таких обстоятельствах, а также руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретённого ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ, отказ Томашкову А.С. в признании его права собственности на спорный земельный участок, следует признать необоснованным.

С учётом вышеизложенного, суд полагает, что за Томашковым А.С. может быть признано право собственности на спорный земельный участок.

Руководствуясь статьями 194-200 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Томашкова Алексея Сергеевича удовлетворить.

Признать за Томашковым Алексеем Сергеевичем право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв. метров, с кадастровым номером №___, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, деревня ....

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путём подачи кассационной жалобы через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.И. Осипова