Дело № 2 – 500 / 2010 года
Решение
Именем Российской Федерации
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Чистохиной Е.С.
с участием истцов Морозовых А.А. и О.А.
ответчицы Морозовой В.В.
при секретаре Ряховском М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2010 года гражданское дело по иску Морозовых Александра Александровича и Оксаны Александровны к комитету по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, межрайонной инспекции по налогам и сборам и Морозовой Валентине Владимировне об определении долей и признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Морозовы А.А. и О.А. обратились в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, межрайонной инспекции по налогам и сборам и Морозовой В.В. об определении долей и признании права собственности на недвижимое имущество.
В судебном заседании истцы полностью поддержали свои исковые требования, в обосновании пояснили, что их отец - ФИО4 умер хх_хххх года.После смерти отца осталось наследственное имущество в виде 1\2 доли трехкомнатной квартиры №___ в двухэтажном доме, находящимся в деревне ..., Калязинского района, улица ..., дом №___, квартира №___. Эта квартира принадлежала отцу на праве частной собственности, так как он и его жена – Морозова В.В., получили эту квартиру бесплатно в порядке приватизации. Сразу после смерти отца они к нотариусу не обращались, наследственное дело после смерти не заводилось. Однако, они фактически приняли наследство, так как осуществили похороны отца, взяли себе на память вещи, принадлежащие отцу при его жизни, осуществляли уход за квартирой, следили за её сохранностью. При обращении к нотариусу им было отказано в выдаче свидетельств а о прав е на наследство по закону, так как ими пропущен срок для вступления в наследство, поэтому просят суд признать за ними право собственности на доли в спорной квартире, определив каждому из них по 1\4 доле в квартире, а 1\2 доля останется за их матерью – Морозовой В.В.
Ответчица Морозова В.В. исковыми требованиями согласилась, пояснив, что ФИО4 приходился ей супругом, потом они брак расторгли. В период брачных отношений они получили в собственность в порядке приватизации квартиру №___ находящуюся в деревне ..., Калязинского района, улица ..., дом №___.Квартира получена ими в собственность в равных долях, то есть по 1\2 доле. После смерти мужа в наследство вступили дети – Морозовы А.А. и О.А., они приняли меры к сохранности квартиры, они взяли себе на память вещи отца, они же осуществили его похороны. Она на вторую долю в квартире не претендует, поэтому согласна с тем, что бы эта доля в квартире была поделена между истцами поровну, то есть по 1\4 доле.
Представитель ответчика – комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, а так же представитель межрайонной налоговой инспекции по налогам и сборам в судебное заседание не явились, просят рассмотреть данное дело в свое отсутствие, не возражают против требований, заявленных истцами Морозовыми А.А. и О.А. Суд, с учетом мнения истицы, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных представителей.
Выслушав истцов, ответчицу, показания свидетелей и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом по материалам настоящего гражданского дела установлено:
Из договора на передачу квартиры в собственность следует, что хх_хххх года МК 52 АООТ « ...» передало в собственность в порядке приватизации ФИО4 и Морозовой Валентине Владимировне квартиру №___ расположенную в доме без номера в деревне ... Калязинского района Тверской области.
Регистрационным удостоверением подтверждено, что спорная квартира действительно передана в собственность ФИО4 и В.В., заведено инвентарное дело за номером №___.
Из технического паспорта на жилой дом с приложенными к нему планом дома, сведениями об общей стоимости, характеристикой помещений жилого дома, планом помещений дома, экспликацией к поэтажному плану дома, исчислением площадей и объемов основной и отдельных частей строения, исчислением стоимости строений и сооружений, следует, что дом действительно расположен в деревне ... Калязинского района Тверской области, имеет номерной знак №___, а так же имеет указанные в паспорте индивидуальные характеристики.
Согласно справки Калязинского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» жилой дом номер №___, расположенный по адресу: деревне ... Калязинского района Тверской области, действительно зарегистрирован в материалах данного филиала в инвентарном деле номер №___ с кадастровым номером №___.
Исходя из изложенного, судом установлено, что ФИО4 при жизни приобрел право собственности на имущество, которое имело собственника на основании договора на передачу этого имущества в порядке приватизации. Отсюда, право собственности за ФИО4 может быть признано в порядке статьи 218 ГК РФ.
При этом суд отмечает следующее : в соответствии со статьей 235 ГК РФ, а так же Главой 17 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Как видно, законодателем не предусмотрено такого основания прекращения либо утраты права собственности на недвижимое имущество, как отсутствие подписи в состоявшемся договоре. Гражданское законодательство РФ предусматривают, что прекращение вещных прав на недвижимое имущество возможно только в судебном порядке, следовательно, то обстоятельство, что ФИО4 при жизни не зарегистрировал свое возникшее право собственности на долю в доме, юридического значения для признания за ним, то есть за ФИО4 такого права собственности на полученную им по договору приватизации долю в доме, не имеет. Тем более, что его право на эту долю в доме никем не оспаривается.
Поэтому право ФИО4 на спорную долю в доме может быть установлено в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один, из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело право устанавливающих документов.
Свидетельством о смерти подтверждено, что ФИО4 умер хх_хххх года, следовательно, он сам не может предоставить документы на регистрацию. Как видно из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы в Калязинском районе, права на спорную долю в доме в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, следовательно, иначе как судебным решением право собственности на спорную дою в доме действительно не установить.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Свидетельством о смерти подтверждено, что ФИО4 умер хх_хххх года, следовательно, после его смерти открылось наследство.
Согласно статье 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со статей 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ. Согласно статье 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
После смерти ФИО4 наследником по данному наследству являются его дети - истицы Морозовы А.А. и О.А.
Родственные отношения истцов с умершим ФИО4 подтверждаются свидетельствами о рождении.
Отсюда, судом установлено, что ФИО4 на день смерти, то есть на день открытия наследства, действительно принадлежала 1\2 доля квартиры №___ в доме №___, расположенном в деревне ... Калязинского района Тверской области. Следовательно, эта доля квартиры входит в состав наследства после смерти ФИО4, а поскольку завещания ФИО4 не оставлял, наследниками по закону наследственного имущества на его день смерти являются его дети – Морозовы А.А. и О.А. Других наследников, в том числе и на обязательную долю нет, что подтверждено постановлениями нотариуса.
Согласно статье 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. В соответствии со статьёй 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц. Как видно, правилами статьи 1153 ГК РФ установлено, что наследник, совершивший действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, признается принявшим наследство, пока не доказано иное. В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что законом установлена презумпция принятия наследства наследником, совершившим предусмотренные статьей 1153 ГК РФ действия.
Как видно из показаний свидетелей ФИО7 и ФИО6, истцы - Морозовы А.А. и О.А., действительно фактически приняла наследство после смерти отца, а именно: он вступила во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, производят расходы на содержание наследуемого имущества, взяли себе на память вещи отца. Это же показания в судебном заседании сами истцы, а так же ответчица Морозова В.В. Оснований не доверять как таким показаниям, так и доказательствам, предоставленным суду истцами нет, эти обстоятельства подтверждены справками администрации сельского поселения. Таким образом, совокупность этих доказательств подтверждает, что Морозовы А.А. и О.А. фактически вступили в права наследников после смерти отца - ФИО4 Иное, то есть то, что Морозовы А.А. и О.А. наследство не приняли, не доказано.
В соответствии со статьей 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, что истцы в шестимесячный срок не обратились в нотариальную контору для принятия наследства, поэтому в выдаче свидетельства о праве на наследство им было отказано. Тем не менее, судом так же установлено, что Морозовы А.А. и О.А. фактически приняли это наследственное имущество, следовательно, иначе как судебным решением право наследования за ними подтвердить.
Таким образом, спорная 1\2 доля квартиры №___ в доме №___, расположенном в деревне ... Калязинского района Тверской области принадлежала ФИО4, после его смерти его дети - Морозовы А.А. и О.А., фактически приняли наследство в виде доли в это квартире, следовательно, право собственности на эту долю переходит к истцам в порядке статьи 218 ГК РФ, и имеются основания для признания за ними права собственности на спорное наследственное имущество.
Руководствуясь статьями 194 - 200 ГПК РФ, суд р е ш и л :
Определить за Морозовыми Александром Александровичем и Оксаной Александровной доли в праве совместной собственности на 1\2 долю трехкомнатной квартиры №___ по улице ..., дома №___, в деревне ..., Калязинского района, Тверской области, и признать их равными по 1/4 доле для каждого.
Признать за Морозовыми Александром Александровичем и Оксаной Александровной за каждым право собственности на 1/4 долю трехкомнатной квартиры №___ дома №___ по улице ..., с общей площадью ... кв.метров, жилой площадью ... кв.метров с кадастровым номером №___, находящейся в деревне ..., Калязинского района, Тверской области в порядке наследования после смерти отца – ФИО4, умершего хх_хххх года.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья