Дело 2-577 / 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Чистохиной Е.С.
с участием помощника прокурора Калязинского района Соколова М.А.
представителя администрации Нерльского сельского поселения Назарова А.А.
при секретаре Кузнецовой Р.И.,
рассмотрев 08 ноября 2010 года в зале Калязинского районного суда Тверской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Нерльское сельское поселение» Калязинского района, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калязинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Нерльское сельское поселение» Калязинского района, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований в судебном заседании помощник прокурора Калязинского района Соколова М.А. указала, что прокуратурой Калязинского района хх_хххх года проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования «Нерльское сельское поселение» Калязинского района. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности», п. 27 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а именно: что территории населенных пунктов с. ..., деревни: ..., ..., ..., ... ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... не имеют наружного освещения в темное время суток для быстрого подъезда пожарным водоемам, в нарушение требований п.31 Правил пожарной безопасности - в селе ..., деревнях: ..., ..., ..., ..., ... Нерльского сельского поселения переносные пожарные помпы для целей пожаротушения отсутствуют, в нарушение требований п.94 Правил пожарной безопасности - в населенных пунктах Нерльского сельского поселения -селе ..., деревнях: ..., ..., ..., ..., ... не произведена очистка пожарных водоемов, кроме того, в указанных населенных пунктах берега рек и искусственные водоисточники не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в нарушение требований п.112 Правил пожарной безопасности - в деревнях ..., ..., ..., ..., ... Нерльского сельского поселения администрацией не проведены работы по устройству противопожарных полос, в нарушение требований п. 114 Правил пожарной безопасности - территории населенных пунктов ..., ..., ..., ..., ... в составе Нерльского сельского поселения не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Таким образом, администрацией муниципального образования «Нерльское сельское поселение» нарушено право граждан поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что может привести к реальному нарушению законных интересов граждан. Просит суд возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Нерльское сельское поселение» Калязинского района Назаров А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился частично, пояснив, что к полномочиям органов самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1,13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в первую очередь: муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности, а так же обеспечение необходимых условий для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров в составе добровольных противопожарных формирований. Администрация Нерльского сельского поселения, при сегодняшнем бюджете не в состоянии вести урегулирование данных вопросов в полной мере по причине слабого финансового состояния и полного отсутствия материально-технических ресурсов. Согласно требований прокурора необходимо выполнить работы и действия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселений, при этом такие работы потребуют значительных денежных средств, а именно : Создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения: очистка прудов, организация подъездных путей к прудам, поддержание подъездных путей в надлежащем виде в зимнее время в населенных пунктах (..., ..., ..., ..., ...),- итого 5 прудов, сумма затрат составляет-... рублей. Опашка противопожарных полос 2 раза в год (весной и осенью) в целях предупреждения возгорания населенных пунктов, расположенных у лесных массивов в случае возникновения пожаров в таких населенных пунктах: (..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...) сумма затрат - ... тысячи рублей. Организация наружного освещения у водоемов, в населенных пунктах: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...- итого 11 точек, на сумму ... тысяч рублей. Приобретение двух прицепных пожарных помп- сумма затрат составляет ... тысяч рублей. Обустройство подъездных площадок с твердым покрытием, размерами 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, сумма затрат составляет ... миллиона рублей. Установка звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в 5 населенных пунктах, сумма затрат составляет ... тысяч рублей. Такими денежными средствами администрация не располагает, годовой бюджет поселения составляет не более ... мл. рублей. Отсюда, выполнить предписание прокурора для администрации поселения к указанному сроку, и далее, не представится возможным.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Статья 20 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жизнь.
В соответствии со статьями 12, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Во исполнение Конституции РФ принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.9 ч.1 ст. 14этого федерального закона, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьей 34 Закона «О пожарной безопасности» определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.
Как видно из материалов проведенной Калязинской прокуратурой проверки, на территории населенных пунктов с. ..., деревни: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... не имеют наружного освещения в темное время суток для быстрого подъезда пожарным водоемам.
В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Однако, в селе ..., деревнях: ..., ..., ..., ..., ... Нерльского сельского поселения переносные пожарные помпы для целей пожаротушения отсутствуют.
Согласно п. 94 ГШБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Проведенной прокуратурой Калязинского района проверкой установлено, что в населенных пунктах Нерльского сельского поселения - селе ..., деревнях: ..., ..., ..., ..., ... не произведена очистка пожарных водоемов.
Кроме того, в указанных населенных пунктах берега рек и искусственные водоисточники не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Пунктом 112 ППБ 01-03 предусмотрено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в деревнях ..., ..., ..., ..., ... Нерльского сельского поселения администрацией не проведены работы по устройству противопожарных полос.
В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок - контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В нарушение указанного требования законодательства территории населенных пунктов ..., ..., ..., ..., ... в составе Нерльского сельского поселения не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Таким образом, администрацией муниципального образования «Нерльское сельское поселение» нарушено право граждан поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что может привести к реальному нарушению законных интересов граждан.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «Нерльское сельское поселение» Калязинского района обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, и такие требования прокурора Калязинского района подлежат бесспорному удовлетворению.
Доводы об отсутствии денежных средств в бюджете поселения, не могут служить основанием к отказу прокурору в его исковых требованиях, так как эти требования прокурора основаны на действующем законодательстве, подлежат безусловному исполнению, исполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных в области пожарной безопасности с учетом социальной значимости такого бедствия, как пожары, не может быть поставлено в зависимость от наличия средств в бюджете муниципального образования. Более того, настоящее решение суда даст возможность администрации поселения выходить с ходатайствами и заявками перед вышестоящими организациями об увеличении ассигнований на соблюдение требований пожарной безопасности для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-200 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Нерльское сельское поселение» Калязинского района удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию муниципального образования «Нерльское сельское поселение» обязанность по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно :
- провести работы по созданию наружного освещения в темное время суток для быстрого подъезда к водоемам в населенных пунктах ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...;
- приобрести переносную пожарную мотопомпу для целей пожаротушения в населенные пункты ..., деревнях: ..., ..., ..., ..., ...;
- оборудовать населенные пункты ..., ..., ..., ..., ... средствами звуковой сигнализации для оповещения людей;
- произвести очистку пожарных водоемов в деревнях ..., ..., ..., ..., ..., с. ...;
- провести работы по устройству защитных противопожарных полос населенных пунктов ..., ..., ..., ..., ....
- оборудовать берега водоисточников населенных пунктов ..., ..., ..., ..., ..., с. ... площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Установить срок для исполнения настоящего решения суда - до хх_хххх года.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.
Судья