Дело 2-579 / 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Чистохиной Е.С.
с участием помощника прокурора Калязинского района Соколова М.А.
представителя администрации Семендяевского сельского поселения Казаковой Т.В.
при секретаре Кузнецовой Р.И.,
рассмотрев 08 ноября 2010 года в зале Калязинского районного суда Тверской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» Калязинского района, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калязинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» Калязинского района, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований в судебном заседании помощник прокурора Калязинского района Соколова М.А. указала, что прокуратурой Калязинского района хх_хххх года проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» Калязинского района. В ходе проверки установлено нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности», п. 31 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а именно: на территории населенных пунктов ..., ..., ... ... Семендяевского сельского поселения переносные пожарные помпы для целей пожаротушения отсутствуют. В нарушении п. 94 Правил пожарной безопасности в населенных пунктах ..., ..., ... Семендяевского сельского поселения не произведена очистка пожарных водоемов, кроме того, в указанных населенных пунктах берега рек и искусственные водоисточники не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Так же проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушении п. 94 Правил пожарной безопасности, в деревнях ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... Семендяевского сельского поселения администрацией не проведены работы по устройству противопожарных полос. В нарушение требования п. 114 Правил пожарной безопасности, территории населенных пунктов ..., ..., ..., ... в составе Семендяевского сельского поселения не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Таким образом, администрацией муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» нарушено право граждан поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что может привести к реальному нарушению законных интересов граждан. Просит суд возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» Калязинского района Казакова Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась частично, пояснив, что администрация Семендяевского сельского поселения на территории поселения принимает ряд мер, направленных на улучшение противопожарной безопасности населенных пунктов и не согласна с некоторыми пунктами, изложенными прокуратурой района в представлении «Об устранении нарушений законодательства о пожарной безгласности». Так, в январе хх_хххх года на условиях софинансирования областного и федерального бюджетов администрацией поселения приобретена пожарная машина АЦ-1.6-40 (33081) общей стоимостью ... тыс.рублей, из бюджета поселения на данные цели выделено ....руб. Постановлением главы администрации от хх_хххх года организации добровольной пожарной охраны Семендяевского сельского поселения», утверждено положение о ДПО, распоряжением от хх_хххх года №___а утвержден состав ДПО Семендяевского сельского поселения. Таким образом, с хх_хххх года на территории поселения действует добровольная пожарная команда в составе трёх человек. Главой администрации по согласованию с начальником ОГПН по Калязинскому району назначен начальник ДПО, он же основной водитель пожарной машины (права на вождение пожарной машины имеют все члены ДПО). В апреле месяце пожарная команда прошла начальную подготовку на базе ПЧ-32 Калязинского района. Все расходы по содержанию ДПО осуществляются за счет средств МО «Семендяевское сельское поселение», за истекший период с начала работы команды на данные цели из бюджета поселения израсходовано ... руб. С начала своей работы команда совершила 12 выездов на пожары различной степени сложности, как на тушение жилых домов, хозяйственных построек, так и на тушение лесных пожаров и возгораний сухой травы. В хх_хххх году на чистку водоемов освоено ... рублей, на опашку населенных пунктов - ... рублей. В весенний пожароопасный период хх_хххх года администрацией поселения планируется произвести опашку всех населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам и необрабатываемым полям. Договора по опашке заключаются как с частными лицами, так и с подсобным хозяйством ..., ... опахивает свои поля, прилегающие к населенным пунктам самостоятельно. В в д.... имеется пожарный водоем в прекрасном состоянии, площадка возле пруда заасфальтирована (территория ...). В д.... имеется два пожарных водоема, забор воды с них производится с федеральной трассы Москва-Череповец (водоемы находятся рядом). В д.... также имеются шесть пожарных водоемов, но площадкой с твердым покрытием они не оборудованы., однако один пруд большой, забор воды возможен, подъезд имеется. Так же в д.... в основной своей массе составляют больничные и административные корпуса ..., где пожарная безопасность осуществляется самостоятельно. В деревне ... постоянно-проживающего населения - 4 домовладения, все жители в возрасте 70-85 лет, обслуживать мотопомпу в данной деревне не представляется возможным, в деревне Покидово - нет ни одного домовладения, все дома разрушены, в данной деревне никто не проживает, в деревне ... – постоянно проживающих жителей нет, дачное население - круглогодично проживают в одном домовладении, пенсионеры, возможности обслуживать пожарную мотопомпу также нет. Оборудовать населенные пункты деревне ..., деревне ... и деревне ... средствами звуковой сигнализации также бессмысленно, стучать в рельсу там не кому и прибегать на ее звук также некому. У жителей деревень ... и ... есть мобильные телефоны, как главы администрации поселения, так и начальника ДПО поселение случае возникновения пожара выезд будет осуществлен незамедлительно, с этой целью администрацией поселения и прорабатывался вопрос по приобретению пожарной машины. Таким образом, администрация Семендяевского сельского поселения просит учесть все принимаемые ей меры по улучшению пожароопасной обстановки на территории поселения, и возложить обязанности по устранению нарушений ПБ в той части, где в этом есть необходимость.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Статья 20 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жизнь.
В соответствии со статьями 12, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Во исполнение Конституции РФ принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.9 ч.1 ст. 14 этого Федерального закона, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьей 34 Закона «О пожарной безопасности» определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Однако, в населенных пунктах ..., ..., ..., ..., Семендяевского сельского поселения переносные пожарные помпы для целей пожаротушения отсутствуют.
Согласно п. 94ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Проведенной прокуратурой Калязинского района проверкой установлено, что в населенных пунктах ..., ..., ... Семендяевского сельского поселения не произведена очистка пожарных водоемов.
Кроме того, в указанных населенных пунктах берега рек и искусственные водоисточники не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Пунктом 112 ППБ 01-03 предусмотрено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в деревнях ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... Семендяевского сельского поселения администрацией не проведены работы по устройству противопожарных полос.
В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В нарушение указанного требования законодательства территории населенных пунктов ..., ..., ..., ... в составе Семендяевского сельского поселения не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Таким образом, администрацией муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» нарушено право граждан поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» Калязинского района обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, и такие требования прокурора Калязинского района подлежат бесспорному удовлетворению.
Доводы об отсутствии денежных средств в бюджете поселения, либо о том, что администрацией Семендяевского сельского поселения приняты ряд возможных мер по улучшению пожароопасной обстановки на территории поселения, поэтому возлагать обязанности в полном их объеме нет необходимости, не могут служить основанием к отказу прокурору в его исковых требованиях. Требования прокурора основаны на действующем законодательстве, подлежат безусловному исполнению, исполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных в области пожарной безопасности с учетом социальной значимости такого бедствия, как пожары, не может быть поставлено в зависимость от наличия средств в бюджете муниципального образования, либо от ряда уже принятых мер. Более того, настоящее решение суда даст возможность администрации поселения выходить с ходатайствами и заявками перед вышестоящими организациями об увеличении ассигнований на соблюдение требований пожарной безопасности для исполнения решения суда, а объем выполненных требований по устранению нарушения Правил пожарной безопасности населения Семендяевского сельского поселения может быть проверен в рамках исполнительного производства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-200 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» Калязинского района удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию муниципального образования «Семендяевское сельское поселение» обязанность по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- приобрести переносную противопожарную мотопомпу для целей пожаротушения в населенные пункты ..., ..., ..., ...;
- оборудовать населенные пункты ..., ..., ..., ... средствами звуковой сигнализации для оповещения людей;
- произвести очистку пожарных водоемов в деревнях .... ..., ... ;
- оборудовать берега водоисточников населенных пунктов .... ..., ... площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- провести работы по устройству защитных противопожарных полос в деревнях ..., ..., ..., ..., ..., .... ....
Установить срок для исполнения настоящего решения суда до хх_хххх года.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.
Судья