Об оспаривании отказа во внесение изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о гос. регистрации права



Дело №2-466 /2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2010г. г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кузнецовой Р.И.,

с участием представителей заявителя Шульской И.А., Курьянова Д.А.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Казариной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковенко Дмитрия Владимировича об оспаривании отказа во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права,

установил:

Яковенко Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права в порядке главы 25 ГПК РФ л.д. 22-25).

В обоснование заявления указал, что он, являясь собственником земельного участка общей площадью ... кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №___,расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, д...., с разрешенным видом использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части разрешенного вида использования с «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства» и выдаче в связи с этим свидетельства о государственной регистрации права на данный земельный участок, поскольку Постановлением главы Калязинского района №___ от хх_хххх г. изменен вид разрешенного использования данного земельного участка по итогам публичных слушаний, после чего были внесены соответствующие изменения в кадастровый паспорт земельного участка. Однако сообщением от хх_хххх г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области отказало во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права, поскольку изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после изменения категории такого рода земель, т.к. в состав данного земельного участка входят сельскохозяйственные угодья, что, по мнению заявителя, незаконно. Заявитель считает, что действия государственного регистратора выходят за рамки его должностных полномочий и препятствуют осуществлению предоставленных ему прав.

В судебном заседании представители истца Шульская И.А. и Курьянов Д.А. поддержали доводы, изложенные в заявлении, просили суд признать незаконным отказ Калязинского отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования объекта) на земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, кадастровый номер №___ и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (Калязинский отдел) на основании ранее представленных документов (заявлений, Постановления главы Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. ... ... с/п Яковенко Д.В.», кадастрового паспорта) осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, в результате которых меняется вид разрешенного использования указанного земельного участка с «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства» и выдать свидетельство с учетом внесенных изменений. При этом они пояснили, что в силу п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также, исходя из принадлежности земель к той или иной категории, однако зонирование территорий в Калязинском районе до настоящего времени не осуществлено, что не может лишать собственника земельного участка законного права его использования, так как собственник земельного участка самостоятельно определяет вид разрешенного использования в рамках категории и в соответствии с фактическим использованием своего земельного участка. Использование данного земельного участка «для дачного строительства» не является нецелевым и не противоречит действующему законодательству. Утверждение регистрирующего органа о необходимости изменения категории в данном случае является голословным и не соответствующим законодательству. Государственным регистратором не были учтены положения п.4 ст.79 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми использование сельскохозяйственных угодий для других целей не допускается только в том случае, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации они включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В иных случаях, при соблюдении установленных процедур, включая проведение публичных слушаний, закон не запрещает изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий. В данном случае процедура была соблюдена. До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее хх_хххх года, решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Таким образом, глава Калязинского района имел право на подписание постановления №___ от хх_хххх года «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. ... ... с/п Яковенко Д.В.». В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом. Таким образом, никто, кроме вышеуказанных должностных лиц или суда, не вправе приостанавливать или отменять действие муниципального правового акта. На основании постановления главы Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. ... ... с/п Яковенко Д.В.» сведения о виде разрешенного использования «для дачного строительства» земельного участка с кадастровым №___ были внесены в кадастр недвижимости, никем не оспорены и на основании пункта 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр прав как уточненные данные об объекте недвижимого имущества, Постановление главы Калязинского района №___ от хх_хххх года «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. ... ... с/п Яковенко Д.В.» не отменено и является действующим в связи с чем отказ регистрирующего органа во внесении изменений в ЕГРП является незаконным.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Казарина С.А. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала имеющиеся в материалах дела письменные возражения л.д. 41-45), пояснив, что сообщением от хх_ххххг. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области законно отказало Яковенко Д.В. во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, поскольку в состав данного земельного участка входят сельскохозяйственные угодья, изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после изменения категории такого рода земель. Отказ в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица. В силу п. 2 указанной выше статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

В соответствии с п.1 ст. 13 вышеуказанного закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов.

Таким образом, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Органы государственной регистрации прав производят регистрацию только бесспорных прав на недвижимость.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Судом установлено, что Яковенко Д.В., являясь собственником земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №___, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, д. ..., с разрешенным видом использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части разрешенного вида использования «для дачного строительства» и выдаче в связи с этим свидетельства о государственной регистрации права на данный земельный участок л.д.7), поскольку Постановлением главы Калязинского района №___ от хх_ххххг. по итогам публичных слушаний изменен вид разрешенного использования данного земельного участка с «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства», после чего были внесены соответствующие изменения в кадастровый паспорт земельного участка л.д. 8).

Сообщением от хх_ххххг. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Яковенко Д.В. отказано во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, поскольку в состав данного земельного участка входят сельскохозяйственные угодья, изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после изменения категории такого рода земель л.д. 14-16).

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 43 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В ст. 42 Земельного Кодекса РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ).

В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).

Дачный же земельный участок, согласно ст. 1 Федерального закона от15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения на них каких-либо строений.

Судом установлено, что земельный участок общей площадью ....м. с кадастровым номером №___, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, д...., принадлежащий на праве собственности Яковенко Д.В., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ответу на запрос Комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области №___ от хх_хххх, письму Калязинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области №___ от хх_хххх земельный участок с кадастровым номером №___ является сельскохозяйственными угодьями – пашня л.д.62,64).

Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от хх_хххх №___ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения и регистрации вида разрешенного использования в отношении сельскохозяйственных угодий.

Яковенко Д.В., обратившись в администрацию Калязинского района с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, с «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства» фактически желает вывести принадлежащий ему земельный участок из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на него режим, установленный ФЗ от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Судом установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №___,расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, д...., принадлежащий Яковенко Д.В., с разрешенным видом использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», имеет в своем составе сельскохозяйственные угодья л.д. 62,64).

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Согласно п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

На основании п.2 ст.81 ЗК порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Представленные на государственную регистрацию документы не содержали сведений о проведении зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Яковенко Д.В., с установленным разрешенным использованием земельного участка. Также из представленных документов не следовало, что заявитель являлся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (или ведет садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).

Согласно требованиям ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В связи с тем, что при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов не было представлено документов, подтверждающих соблюдения правил изменения разрешенного использования земельного участка, на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация была приостановлена л.д. 11-13).

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приостановление государственной регистрации при наличии сомнений в наличии оснований для государственной регистрации является правом регистратора. Так как у государственного регистратора существовали сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, он, действуя в пределах полномочий, предоставленных абзацем 3 пункта 1 статьи 13 и статьей 19 вышеуказанного Федерального закона, был вправе приостановить государственную регистрацию.

Как следует из п.2 ст.19 вышеуказанного закона, если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Поскольку причины, препятствующие государственной регистрации не были устранены в течение установленного срока, государственным регистратором было принято обоснованное решение об отказе Яковенко Д.В. в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования объекта) на земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, кадастровый номер №___ выдаче свидетельства о государственной регистрации права на основании п. 2 ст. 19 и абз.4 п.1 ст.20 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Доводы заявителя о незаконности оспариваемого отказа в совершении регистрационных действий в связи с тем, что регистратор вышел за рамки предоставленных ему законом полномочий отвергаются судом, поскольку государственный регистратор действовал в пределах полномочий, предоставленных статьями 13,17, 19 вышеуказанного Федерального закона.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Яковенко Дмитрию Владимировичу в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от хх_ххххг. во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №___, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, ... сельское поселение, д....

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Л.И. Осипова