Об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество



Дело № 2-666 2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 декабря 2010 года г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области, в составе:

председательствующего судьи Бычковой Н.А.,

с участием представителей заявителя Курьянова Д.А., действующего на основании доверенности от "__"__ __ г.;

Шульской И.А., действующей на основании доверенности от "__"__ __ г.,

представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области Лупановой Н.В., действующей на основании доверенности № ___ от "__"__ __ г.,

при секретаре Хайретдиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Яковенко Дмитрия Владимировича об оспаривании решения Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

Установил:

Заявитель Яковенко Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, мотивируя тем, что "__"__ __ г. от его имени в Калязинский районный отдел УФРС по Тверской области были поданы 2 заявления об изменении вида разрешенного использования с «для занятия сельскохозяйственным производством» на «для дачного строительства» земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес>, и прекращения права собственности на него в связи с образованием новых земельных участков. Также "__"__ __ г. и "__"__ __ г. были поданы 40 заявлений о регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. Однако "__"__ __ г. Калязинским районным отделом УФРС по Тверской области вынесено решение об отказе в государственной регистрации права. Считает отказ в государственной регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № ___ незаконным, действия государственного регистратора выходящими за рамки его должностных полномочий и препятствующими осуществлению предоставленных заявителю прав по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Полагает, что при проведении экспертизы регистрирующий орган обязан был удостовериться, что Постановление Главы Калязинского района № ___ от "__"__ __ г. «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. <адрес>, <адрес> сельского поселения Яковенко Д.В.» по форме и содержанию соответствует требованиям законодательства, а также, что соблюден порядок его издания, и оно подписано уполномоченным лицом. Однако, Постановление Главы Калязинского района № ___ от "__"__ __ г. «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. <адрес>, <адрес> сельского поселения Яковенко Д.В.» является правовым актом. Форма данного Постановления соблюдена. По своему содержанию данное Постановление соответствует ненормативному правовому акту, принятому в соответствии с действующим законодательством. Считает, что при проведении правовой экспертизы государственный регистратор ошибочно посчитал, что Постановление Главы Калязинского района № ___ от "__"__ __ г. «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. <адрес>, <адрес> сельского поселения Яковенко Д.В.» по своей форме и содержанию не соответствует действующему законодательству, и таким образом превысил свои должностные обязанности и возложил на себя функции суда.

Заявитель указывает также, что государственный регистратор вышел за рамки своих полномочий, так как проверка законности действий главы местной администрации Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусмотрена. По этим причинам считает, что отказ в государственной регистрации изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № ___ с «для занятия сельскохозяйственным производством» на «для дачного строительства» является незаконным.

Полагает, что отказ в государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки является также не правомерным по следующим основаниям.

В соответствии с действующим законодательством им было подано заявление в орган кадастрового учёта, произведён кадастровый учёт, носящий временный характер, и получены кадастровые паспорта на вновь образованные земельные участки с указанным в них видом разрешённого использования - для дачного строительства, в целях регистрации права собственности на них. Поскольку заявление об изменении вида разрешённого использования земельного участка заявителем было подано раньше, чем заявления о регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, то и регистрационное действие по изменению вида разрешенного использования должно было произойти раньше, чем регистрация вновь образованных земельных участков.

Считает, что отказом в государственной регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка и отказом в государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки грубо нарушаются его права как собственника земельного участка и создаются препятствия к их реализации, а неисполнением Постановления Главы Калязинского района грубо нарушаются общественные интересы.

Просит признать незаконным решение Калязинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение вида разрешенного использования объекта) на земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес>, с кадастровым номером № ___, и прекращением права собственности на него в связи с образованием новых земельных участков, а также решение об отказе в государственной регистрации права на земельные участки, вновь образуемые из указанного выше земельного участка. Обязать Управление Федеральной регистрационной службы (Калязинский отдел) осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: : Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес>, с кадастровым номером № ___, в результате которого меняется вид разрешённого использования указанного земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства», и осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на указанный земельный участок в связи с образованием новых земельных участков. А также провести государственную регистрацию вновь образованных земельных участков с видом разрешённого использования - для дачного строительства.

В судебном заседании представители заявителя Яковенко Д.В. - Курьянов Д.А. и Шульская И.А. поддержали доводы заявления и просили его удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Тверской области Лупанова Н.В. возражала против удовлетворения заявления, поддержала имеющиеся в материалах дела письменные возражения, пояснив, что сообщением от "__"__ __ г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области законно отказало Яковенко Д.В. во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, поскольку в состав данного земельного участка входят сельскохозяйственные угодья, и поэтому изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после изменения категории такого рода земель органом государственной власти субъекта РФ и только в исключительных случаях. Отказ в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Вызванный в качестве специалиста представитель администрации Калязинского района ФИО8 пояснил, что зонирование земель на территории Калязинского района не проводилось. Главой администрации Калязинского района "__"__ __ г. за № ___ вынесено постановление «Об изменениях разрешенного использования земельных участков в д. <адрес>, <адрес> сельского поселения Яковенко Д.В.». Считает, что постановление вынесено компетентным лицом, в соответствии с полномочиями главы администрации района определенными Федеральным законом №131- ФЗ от 6.10.2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Муниципального образования Калязинского района, а так же ст. 78 Земельного кодекса РФ. На указанное постановление прокуратурой был принесен протест, который был рассмотрен главой администрации, однако постановление администрации от "__"__ __ г. за № ___ оставлено без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местной самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица. В силу п. 2 указанной выше статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

В соответствии с п.1 ст. 13 вышеуказанного закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов.

Таким образом, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у издавшего документ лица или органа власти. Органы государственной регистрации прав производят регистрацию только бесспорных прав на недвижимость.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Судом установлено, что Яковенко Д.В., являясь собственником земельного участка из категории земель сельскохозяйственного производства с кадастровым номером № ___, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес>, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственных угодий, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части разрешенного вида использования «для дачного строительства» и выдаче в связи с этим свидетельства о государственной регистрации права на данный земельный участок, поскольку Постановлением главы Калязинского района № ___ от "__"__ __ г. по итогам публичных слушаний изменен вид разрешенного использования данного земельного участка с «сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства», после чего были внесены соответствующие изменения в кадастровый паспорт земельного участка.

Сообщением от "__"__ __ г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Яковенко Д.В. отказано во внесении изменений в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, поскольку в состав данного земельного участка входят сельскохозяйственные угодья, изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после изменения категории такого рода земель.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 43 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации,федеральными законами.

Согласно п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В ст. 42 Земельного Кодекса РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а так же зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, возможно только после изменения категории такого участка, что следует из ч.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, согласно которой вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а так же исходя из принадлежности земель к той или иной категории.

Дачный же земельный участок, согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения на них каких-либо строений.

Судом установлено, что земельный участок общей площадью ....... кв.м. с кадастровым номером № ___, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес>, принадлежащий на праве собственности Яковенко Д.В., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ответу на запрос администрации Калязинского района Тверской области № ___ от "__"__ __ г., земельный участок с кадастровым номером № ___ расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес> является сельскохозяйственными угодьями – пастбищем.

Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 4 ст.4 Федерального закона №191 – ФЗ от 29 декабря 2004г. «О введение в действие градостроительного кодекса РФ» предусмотрено право главы местной администрации на принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, за исключением случаев предусмотренных статьей 4-1 настоящего Закона.

Пунктом 2 ст. 4-1 названного Федерального закона, установлено, что в случае необходимости установления либо изменения видов разрешенного использования земельных участков, решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, то есть указанной нормой так же предусмотрено обязательное изменение категорий такого земельного участка в случае изменения его разрешенного использования.

Яковенко Д.В., обратившись в администрацию Калязинского района с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, с «для занятия сельскохозяйственным производством» на «для дачного строительства» фактически желает вывести принадлежащий ему земельный участок из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на него режим, установленный ФЗ от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческий объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Судом установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: № ___, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес>, принадлежащий Яковенко Д.В., с разрешенным видом использования « для сельскохозяйственного производства», имеет в своем составе сельскохозяйственные угодья.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Представленные на государственную регистрацию документы не содержали сведений о проведении зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Яковенко Д.В., с установленным разрешенным использованием земельного участка. Кроме того, регистрирующим органом обоснованно не принято во внимание Постановление главы администрации Калязинского района № ___ от "__"__ __ г., поскольку у главы местной администрации отсутствовали полномочия по принятию решения об изменении разрешенного вида использования земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии ч. 4 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормой п.2 ст.3 закона Тверской области от 9 апреля 2008 года «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» установлены полномочия администрации Тверской области по переводу земель из одной категории в другую.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 Федерального закона о 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимо имущество и сделок с ним" при осуществлении государственной регистрации права проводится правовая экспертиза документов. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Таким образом, регистрирующий орган после проведения правовой экспертизы обоснованно пришел к выводу, что Яковенко Д.В. не представил доказательств, подтверждающих в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в связи с чем правомерно отказал в регистрации прав на недвижимое имущество и внесении изменений в ЕГРП о виде разрешенного использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, заявление Яковенко Д.В. об оспаривании решения Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. ст.198, 245 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Яковенко Дмитрия Владимировича о признании незаконным решения Калязинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от "__"__ __ г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП о виде разрешенного использования земельного участка и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки из земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, <адрес> сельское поселение, с кадастровым номером № ___ отказать.

Решение суда может обжаловано в течение десяти дней со дня его провозглашения в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области.

Судья