Дело № 2 –69 / 2011 года
Решение
Именем Российской Федерации
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Чистохиной Е.С.
с участием представителя истицы Колгушкина А.Е.
при секретаре Кузнецовой Р.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2011 года гражданское дело по иску Костыговой Анны Ивановны к администрации Калязинского района, Межрайонной инспекции по налогам и сборам № 4 по Тверской области, администрации Старобисловского сельского поселения, третьему лицу – Калязинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Костыгова А.И. обратилась с иском к администрации Калязинского района, Межрайонной инспекции по налогам и сборам № 4 по Тверской области, администрации Старобисловского сельского поселения, третьему лицу – Калязинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, о признании права собственности на земельный участок.
В судебном заседании представитель интересов истицы Колгушкин А.Е. требования своей доверительницы полностью поддержал, и пояснил, что "__"__ __ г. умер ФИО1, который приходится истице племянником, так как мать ФИО1 - ФИО7, является родной сестрой Костыговой А.И. После смерти ФИО1 осталось наследственное имущество в виде земельного участка площадью ....... кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО1 проживал вдвоём с матерью - ФИО7, которая умерла до открытия наследства "__"__ __ г.. После смерти матери ФИО1 проживал один, в браке не состоял, детей не имел, поэтому после его смерти наследников первой и второй очереди нет, а Костыгова А.И. является наследницей третьей очереди на недвижимое имущество после смерти ФИО1 В связи с этим фактом истица обратилась к нотариусу Калязинского нотариального округа с заявлением о вступлении в наследство, но в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано в связи с тем, что Костыговой А.И. был пропущен установленный законом срок для принятия наследства, наследственное дело не открывалось. Однако истица фактически приняла наследство после смерти своего племянника ФИО1, взяла его телевизор и забрала дрова, поставила на кадастровый учёт земельный участок в деревне <адрес> д.№ ___, этому земельному участку присвоен кадастровый номер № ___; истицей оплачиваются налоги, задолженности не имеется. В настоящее время истице необходимо зарегистрировать свое право собственности на спорный земельный участок, а поскольку пропущен срок для вступления в права наследства, иначе как судебным решением, такое право за Костыговой А.И. не признать.
Представители ответчиков – администрации Калязинского района, Межрайонной инспекции по налогам и сборам № 4 по Тверской области, администрации Старобисловского сельского поселения, третьего лица – Калязинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть данное дело в свое отсутствие, не возражают против требований, заявленных истицей Костыговой А.И. Суд, с учетом мнения представителя интересов истицы, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных представителей.
Выслушав представителя интересов истицы Колгушкина А.Е., свидетелей ФИО11 и ФИО12, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 15 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Судом по материалам настоящего гражданского дела установлено:
Спорный земельный участок площадью ....... кв. метров с кадастровым номером № ___, стоимостью ....... рублей, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен "__"__ __ г. ФИО1 в собственность в соответствии с Решением № ___ <адрес> сельсовета от "__"__ __ г. для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается архивной копией Решения № ___ от "__"__ __ г., выданной архивным отделом <адрес> и дубликатом Свидетельства о праве собственности на землю № ___, выданным Администрацией <адрес> сельского поселения "__"__ __ г. и зарегистрированным в реестре за № ___.
Указанным земельным участком ФИО1 пользовался по его прямому предназначению, это подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО11 и ФИО12
Согласно части 2 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Следовательно, земельный участок фактически становится объектом права после проведения межевания и кадастрового учета, он начинает отвечать требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса РФ, поскольку его границы описаны и удостоверены в установленном порядке.
Спорный земельный участок прошел кадастровый учет, это подтверждено кадастровым паспортом, где отражены индивидуальные характеристики указанного земельного участка: его общая площадь равная ....... кв. метров, местоположение – <адрес>, кадастровая стоимость, присвоен кадастровый номер - № ___. Следовательно, спорный земельный участок является объектом права в силу статьи 6 Земельного Кодекса РФ.
Разрешая исковые требования Костыговой А.И. по существу, суд отмечает следующее:
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Из обстоятельств настоящего спора следует, что ФИО1 в "__"__ __ г. получено свидетельство о праве собственности на ....... кв.метров земель. Это свидетельство, выданное ФИО1 до введение в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", тем не менее, в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ", имеет равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из свидетельств а о смерти ? ФИО1 в "__"__ __ г. умер. Тем не менее свидетельство, выданное ФИО1 при его жизни на право собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в настоящее время никем не отменено, правовой режим этого земельного участка, остался прежним.
Помимо изложенного, суд считает необходимым отметить следующее :
Как указано в пункте 9.1.статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 7 июля, 8 декабря 2003 года, 3 октября, 29 декабря 2004 года, 18 июня, 27, 31 декабря 2005 года, 17 апреля, 30 июня, 18 декабря 2006 года, 5 февраля, 24 июля, 18 октября, 8, 23 ноября, 1 декабря 2007 года ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Отсюда, ФИО1 вправе был зарегистрировать право собственности на земельный участок, тем более, что в соответствии пункта 3 той же статьи 3 Указанного выше Закона, оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. При таких обстоятельствах, имеет место такой правовой режим землепользования спорного земельного участка, который обладает правом включения этого земельного участка в наследственную массу.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Свидетельством о смерти подтверждено, что ФИО1 умер "__"__ __ г., о чем в книге регистрации актов о смерти отдела ЗАГС администрации <адрес> района была составлена запись акта о смерти номер № ___. Факт его смерти подтверждается повторным свидетельством о смерти серии I-ОН номер № ___, выданным "__"__ __ г. указанным выше отделом ЗАГС (а). Следовательно, после смерти ФИО1 открылось наследство.
Согласно статье 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Следовательно, спорный земельный участок может быть включен в наследственную массу после смерти ФИО1
В соответствии со статей 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. Согласно статье 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из справки нотариуса Калязинского нотариального округа - наследственное дело на ФИО1 не заводилось. Постановлением об отказе в совершении нотариального действия подтверждается, что с заявлением о принятии наследства обратилась только Костыгова А.И.
Согласно статьи 1144 ГК РФ, наследниками третьей очереди если нет наследников первой и второй очереди, по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).
Справкой о рождении ФИО3 № ___, выданной "__"__ __ г. отделом ЗАГС Администрации <адрес> района <адрес> области и справкой о рождении ФИО4, выданной "__"__ __ г. отделом ЗАГС Администрации <адрес> района <адрес> области, а также справкой о заключении брака между ФИО3 и ФИО5 № ___ от "__"__ __ г. и справкой о заключении брака между ФИО6 и ФИО4 № ___ от "__"__ __ г., выданными отделом ЗАГС Администрации <адрес> района <адрес> области подтверждается, что Костыгова А.И. и ФИО7 являлись родными сёстрами. Справкой о рождении ФИО1 № ___, выданной "__"__ __ г. отделом ЗАГС Администрации <адрес> района <адрес> области подтверждается, что он являлся сыном ФИО7, а соответственно – племянником Костыговой А.И.
ФИО7, умерла "__"__ __ г., о чем в книге регистрации актов о смерти отдела ЗАГС администрации <адрес> района была составлена запись акта о смерти номер № ___. Факт его смерти подтверждается повторным свидетельством о смерти серии 1-ОН номер № ___, выданным "__"__ __ г. указанным выше отделом ЗАГС.
ФИО1 умер "__"__ __ г., о чем в книге регистрации актов о смерти отдела ЗАГС администрации <адрес> района была составлена запись акта о смерти номер № ___. Факт его смерти подтверждается повторным свидетельством о смерти серии 1-ОН номер № ___, выданным "__"__ __ г. указанным выше отделом ЗАГС
Отсюда, судом установлено, что ФИО1 на день смерти, то есть на день открытия наследства, действительно принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Следовательно, этот земельный участок входит в состав наследства после смерти ФИО1 Поскольку завещания ФИО1 не оставлял, согласно справки администрации <адрес> поселения № ___ от "__"__ __ г. на день смерти был зарегистрирован и проживал в деревне <адрес>, <адрес> района, <адрес> области один, со слов истицы и свидетелей ФИО12 и ФИО11 женат не был, детей не имел, и это подтверждено тем обстоятельством, что наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось, следовательно, наследником по закону наследственного имущества на день смерти ФИО1 является его тётя – Костыгова А.И.
Согласно статье 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. В соответствии со статьёй 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц. Как видно, правилами статьи 1153 ГК РФ установлено, что наследник, совершивший действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, признается принявшим наследство, пока не доказано иное. В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что законом установлена презумпция принятия наследства наследником, совершившим предусмотренные статьей 1153 ГК РФ действия.
Как видно из показаний истицы, свидетелей ФИО11 и ФИО12, а так же материалов настоящего гражданского дела, видно, что истица действительно фактически приняла наследство после смерти племянника, а именно: она вступила во владение наследственным имуществом, она взяла себе вещи, при надлежащие ФИО1, она же содержит земельный участок в надлежащем состоянии используя его для выращивания сельскохозяйственных культур для личного пользования, оплачивает установленные налоги, что подтверждается справкой межрайонной налоговой инспекции МИ ФНС РФ № 4 по Тверской области. Оснований не доверять как таким показаниям, так и доказательствам, предоставленным суду истицей нет, а совокупность этих доказательств подтверждает, что Костыгова А.И. фактически вступила в права наследника после смерти племянника – ФИО1 Иное, то есть то, что истица наследство не приняли, не доказано. Следовательно, можно считать установленным то обстоятельство, что Костыгова А.И. фактически приняла наследственное имущество в земельного участка после смерти своего племянника - ФИО1
В соответствии со статьей 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, что Костыгова А.И. в шестимесячный срок не обратилась в нотариальную контору для принятия наследства, что послужило основанием к отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство. Тем не менее, судом так же установлено, что Костыгова А.И. фактически приняла это наследственное имущество, следовательно, иначе как судебным решением право наследника за ней не подтвердить.
Таким образом, земельный участок принадлежал ФИО1, после его смерти его тётя – Костыгова А.И., фактически приняла наследство в виде указанного земельного участка, следовательно, право собственности на спорный земельный участок переходит к истице в порядке статьи 218 ГК РФ, и имеются основания для признания за ней права собственности на спорное наследственное имущество, как за фактической наследницей.
Руководствуясь статьями 194 - 200 ГПК РФ, суд р е ш и л :
Признать за Костыговой Анной Ивановной право собственности на земельный участок площадью ....... кв. метров с кадастровым номером № ___, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти племянника – ФИО1, умершего "__"__ __ г..
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья