Дело № 2 –241 / 2011
Решение
Именем Российской Федерации
Калязинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Чистохиной Е.С.,
с участием помощника прокурора Калязинского района Соколовой М.А.,
при секретаре Агеевой Т.В.,
рассмотрев 31 марта 2011 года в зале Калязинского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципальному общеобразовательному учреждению «Лучинниковская основная общеобразовательная школа» о возложении на администрацию муниципального общеобразовательного учреждения «Лучинниковская основная общеобразовательная школа» обязанности по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
у с т а н о в и л:
Прокурор Калязинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Лучинниковская основная общеобразовательная школа » о возложении на администрацию обязанности по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
В судебном заседании помощник прокурора Калязинского района Соколова М.А. полностью поддержала заявленные требования и пояснила, что прокуратурой Калязинского района проведена проверка исполнения законодательства об основных гарантиях прав ребенка в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории района. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» в доступном для детей и родителей (лиц, их заменяющих) месте размещена информация только о муниципальном органе управления образованием <адрес>. Информация об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>, об органе опеки и попечительства <адрес>, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес>, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по Калязинскому району, должностных лицах этих органов, данные о способах связи с ними, в образовательном учреждении не размещены в доступной для детей и родителей (лиц, их заменяющих) форме. Указанное приводит к нарушению прав несовершеннолетних на получение информации об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой их прав, является препятствием к обращению несовершеннолетних к данным органам и должностным лицам в случае необходимости получения помощи государства.
Представитель муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, как видно из информации, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Калязинского района Тверской области подлежащими удовлетворению.
К такому выводу суд приходит по следующим основаниям:
В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрены основные гарантии прав несовершеннолетних граждан. Согласно ст. 7 этого Федерального закона при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Статьей 14.1 Закона Тверской области от 12 марта 2007 года № 17-30 «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области», предусмотрено, что в целях усиления государственных гарантий по обеспечению и защите на территории Тверской области прав ребенка Уполномоченным по правам человека в Тверской области на период его полномочий по согласованию с Губернатором Тверской области назначается помощник Уполномоченного по правам человека в Тверской области - Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области.
Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» установлено, что основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является, в том числе, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 4 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Согласно статье 11 Закона «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 16 этого же Закона, органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Статьей 5 Закона Тверской области от 20 сентября 2001 года № 173-03-2 «Об основах деятельности по опеке и попечительству» установлено, что задачами органов опеки и попечительства Тверской области является, в том числе, реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статьей 21Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что подразделения по делам несовершеннолетних районных отделов внутренних дел выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц. не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, в ходе проведенной прокуратурой Калязинского района проверки, было установлено, что в МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» в доступном для детей и родителей (лиц, их заменяющих) месте размещена информация только о муниципальном органе управления образованием Калязинского района. Информация об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области, об органе опеки и попечительства Калязинского района, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Калязинского района, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по Калязинскому району, должностных лицах этих органов, данные о способах связи с ними, в образовательном учреждении не размещены в доступной для детей и родителей (лиц, их заменяющих) форме.
Указанное нарушение действительно приводит к нарушению прав несовершеннолетних на получение информации об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой их прав, является препятствием к обращению несовершеннолетних к данным органам и должностным лицам в случае необходимости получения помощи государства.
Поэтому законные основания к удовлетворению исковых требований прокурора Калязинского района Тверской области имеются.
Руководствуясь статьями 194 – 200, 264 – 265 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области удовлетворить, возложить на администрацию муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> основная общеобразовательная школа » обязанность по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а именно об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области, об органе опеки и попечительства Калязинского района, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Калязинского района, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по Калязинскому району, должностных лицах этих органов, данные о способах связи с ними.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Федеральный судья