Об оспаривании решения (постановления) главы



Дело 2-429/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калязин 8 июля 2011

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бычковой Н.А.,

с участием заявителя - помощника прокурора Калязинского района Соколовой М.А.,

заинтересованного лица -представителя Администрации <адрес> Озерова В.С.,

представителя заинтересованного лица ТОСЗН <адрес> Погониной Г.Б.,

заинтересованного лица Алимпиева А.В.,

при секретаре Агеевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калязинского района об оспаривании решения (постановления) главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении»,

Установил:

В Калязинский районный суд с заявлением об оспаривании решения (постановления) главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» обратился прокурор Калязинского района.

В судебном заседании помощник прокурора Соколова М.А. заявленные требования поддержала, указав на то, что Алимпиев А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, следовательно, имеет право на внеочередное предоставление жилья. В свидетельстве о рождении Алимпиева А.В. указаны родители – ФИО1, ФИО2. Справкой о смерти № ___ от "__"__ __ г. подтверждается факт смерти ФИО1 – отца Алимпиева А.В. Мать Алимпиева А.В. - ФИО2 умерла "__"__ __ г., что подтверждается свидетельством о смерти от "__"__ __ г.. Таким образом, в возрасте ....... лет Алимпиев А.В. остался без попечения родителей. В настоящее время Алимпиев А.В. проживает в <адрес> по адресу: <адрес> 3. Указанное помещение предоставлено ему на основании постановления <адрес> от "__"__ __ г. «О предоставлении койко-места в комнате № ___ <адрес> выпускнику детского государственного учреждения Алимпиеву А.В.». Постановлением Главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Алимпиеву А.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для отказа явилось то, что гарантии предоставляются данной категории граждан, вставшим на учет в качестве нуждающихся до ....... лет, то есть в соответствии с Законом Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области". Однако указанное решение нарушает права и интересы Алимпиева А.В., поскольку является препятствием для получения им как лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до ....... лет, жилья во внеочередном порядке. То обстоятельство, как достижение возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения права на жилье, которое гарантировано законодательством. В связи с чем просила заявленные требования удовлетворить, признать незаконным постановление главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» и обязать администрацию <адрес> принять Алимпиева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель Администрации <адрес> Озеров В.С. в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора согласился, пояснив, что при вынесении данного постановления их специалистами не были в полной мере исследованы все обстоятельства дела.

Заинтересованное лицо Алимпиев А.В. пояснил, что он с "__"__ __ г. содержался в местах лишения свободы и у него не было возможности вовремя обратиться в администрацию района и встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель заинтересованного лица ТОСЗН <адрес> Погонина Г.Б. с заявлением прокурора согласилась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

По делу установлено, что Алимпиев А.В., "__"__ __ г. года рождения, являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами:

В свидетельстве о рождении Алимпиева А.В. указаны родители – ФИО1, ФИО2.

Справкой о смерти № ___ от "__"__ __ г. подтверждается факт смерти ФИО1 – отца Алимпиева А.В.

Мать Алимпиева ФИО2 А.В. умерла "__"__ __ г., что подтверждается свидетельством о смерти от "__"__ __ г..

Таким образом, в возрасте ....... лет Алимпиев А.В. остался без попечения родителей и на основании постановления главы администрации <адрес> № ___ от "__"__ __ г. был устроен в детское специальное учреждение.

Как установлено судом в настоящее время Алимпиев А.В. зарегистрирован в <адрес> по адресу: <адрес>.

Указанное помещение предоставлено ему на основании постановления Главы <адрес> от "__"__ __ г. «О предоставлении койко-места в комнате № ___ <адрес> выпускнику детского государственного учреждения Алимпиеву Алексею Владимировичу».

Постановлением Главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Алимпиеву А.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для отказа явилось то, что гарантии предоставляются данной категории граждан, вставшим на учет в качестве нуждающихся до 23 лет, то есть в соответствии с Законом Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области".

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № ___ от "__"__ __ г. в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на недвижимое имущество Алимпиева А.В., "__"__ __ г. года рождения, отсутствуют.

Из справки № ___ выданной ФБУ ИК № ___ от "__"__ __ г., следует, что Алимпиев А.В. был осужден к ....... годам лишения свободы по приговору Тверского областного суда от "__"__ __ г. и отбывал наказание с "__"__ __ г. по "__"__ __ г.

По прекращении попечительства и возвращении из мест отбывания наказания жильем не обеспечен, в настоящее время ему предоставлена койка-место по адресу: <адрес>, однако он временно проживает на съемной квартире в <адрес>.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государст­венная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 ч.2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Феде­ральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом №159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии с Законом Тверской области № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области" от 9 декабря 2005г. отдельными государственными полномочиями, в том числе и по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления, то есть Администрация <адрес>. Переложение указанных полномочий органами самоуправления на других лиц не предусмотрено.

Таким образом, суд считает, что Алимпиев А.В. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных на территории <адрес>, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, признанный в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилья.

Тот факт, что Алимпиев А.В. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в возрасте до ....... лет не является основанием для отказа администрации <адрес> в постановке на учет и, следовательно, во внеочередном предоставлении жилья.

Само по себе, такое обстоятельство, как достижение возраста, превышающего предел, установленный законом, не может являться основанием для лишения права на жилье, которое гарантировано законодательством.

В соответствии со ст.ст. 53, 127 Кодекса о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.

Для охраны имущественных интересов этих лиц (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

По смыслу вышеназванных норм законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года обязательства по выполнению которой взяла на себя Россия, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.) следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, не является основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Суд приходит к выводу о том, что обеспечение Алимпиева А.В. жилым помещением является обязанностью муниципального образования.

Следовательно, заявление прокурора Калязинского района о признании незаконным постановления главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении», которым Алимпиеву А.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании администрации <адрес> принять Алимпиева А.В., зарегистрированного по адресу: <адрес>, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Калязинского района об оспаривании решения (постановления) главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы <адрес> от "__"__ __ г. № ___ «О рассмотрении заявлений и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении», которым Алимпиеву Алексею Владимировичу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию <адрес> принять Алимпиева Алексея Владимировича, зарегистрированного по адресу: <адрес>3, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы в Калязинский районный суд в течение 10 дней.

Судья