О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по обеспечению доступа граждан к реке



Дело 2-481/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калязинский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Лядова Д.В.

с участием прокурора Калязинского района Громова А.В.,

представителя ответчика администрации МО «.......» Назарова А.А., действующего на основании решения совета депутатов Нерльского сельского поселения № ___ от "__"__ __ г.,

при секретаре Широбоковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 октября 2011 года в зале Калязинского районного суда Тверской области гражданское дело по иску прокурора Калязинского района Тверской области в защиту прав неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «.......» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по обеспечению доступа граждан к <адрес>,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калязинского района Тверской области обратился в Калязинский районный суд с исковым заявлением в защиту прав неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «.......» <адрес> о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «.......» в части не проведения обустройства береговой полосы, с целью обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования, и о возложении на администрацию муниципального образования «Нерльское сельское поселение» обязанности по проведению обустройства береговой полосы в д. Волнога с целью обеспечения доступа граждан к <адрес> в срок до "__"__ __ г. путём очистки ( вырубки кустарниковой растительности) подхода к <адрес> шириной 7 метров, длинной 20 метров (общая площадь 140 кв.м.) от кустарниковой растительности в 10 метрах к юго-востоку от точки № ___ (дирекц.угол 1880 39, 36,,) участка с кадастровым № ___.

В обосновании своего иска прокурор Калязинского района указал, что прокуратурой Калязинского района проведена проверка исполнения Администрацией Нерльского сельского поселения законодательства о местном самоуправлении, в части создания условий для массового отдыха граждан. В соответствии с п. 15 и п.19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация благоустройства мест массового отдыха, а также организация благоустройства и озеленения территории поселения, относится к вопросам местного значения поселения. Согласно подпункту 13 ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе комплексного использования водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями. Пунктом 1 ст.6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (п.2 ст.6 Водного кодекса РФ). Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п.6 ст.6 Водного кодекса РФ). Из п.8 ст.6 Водного кодекса РФ следует, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. "__"__ __ г. решением Собрания депутатов <адрес> № ___ утверждены Правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории <адрес> (далее – Правила). Согласно п.2.3. Правил водные объекты общего пользования используются гражданами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд для: плавания и причаливания плавучих средств, в том числе маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, находящихся в частной собственности граждан и не используемых для осуществления предпринимательской деятельности; любительского и спортивного рыболовства в соответствии с законодательством о водных биологических ресурсах; забора водных ресурсов для полива садовых, огородных земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными и домашними животными; купании, отдыха, туризма, занятия спортом и удовлетворения иных личных и бытовых нужд. В ходе проведенной проверки установлено, что "__"__ __ г. ФИО4 был предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок площадью ....... кв.м. с кадастровым номером № ___. Береговая зона вдоль земельного участка от уреза воды составляет 20 метров. "__"__ __ г. прокуратурой был осуществлен выезд в <адрес> и установлено, что ранее граждане беспрепятственно подходили к <адрес>, однако после выделения указанного земельного участка доступ к <адрес> затруднен, поскольку исторически сложившийся подход к <адрес> перекрыт земельным участком с кадастровым № ___. Администрация <адрес> сельского поселения, будучи осведомленная об отсутствии возможности у граждан беспрепятственно подходить к <адрес>, должных мер не принимает. На береговой полосе (не относится к землям лесного фонда и не входит в состав муниципальных лесов) произрастает кустарник, который создает препятствие к свободному подходу граждан к <адрес>, их отдыха и спуска на воду плавучих средств, а также сообщение водным путем с жителями <адрес>. Пунктом 2 статьи 2 ГК РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. Часть 1 статьи 11 ГК РФ предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании прокурор Калязинского района Громов А.В. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства и доводы, что изложены в исковом заявлении и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «.......» в части не проведения обустройства береговой полосы, с целью обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования, и о возложении на администрацию муниципального образования «.......» проведения обустройства береговой полосы в <адрес> с целью обеспечения доступа граждан к <адрес> в срок до "__"__ __ г. путём очистки ( вырубки кустарниковой растительности) подхода к <адрес> шириной 7 метров, длинной 20 метров (общая площадь 140 кв.м.) от кустарниковой растительности в 10 метрах к юго-востоку от точки № ___ (дирекц.угол 1880 39, 36,,) участка с кадастровым № ___ добавив, что ФИО4, после предоставления ей в аренду земельного участка, установила забор по всему периметру земельного участка, в результате чего перекрыла исторически сложившийся подход граждананам по проселочной дороге к <адрес>. На основании заявлений граждан, которым данными действиями беспрепятственный подход к <адрес> стал затруднён, прокуратурой была проведена проверка и установлено другое место беспряпятственного подхода граждан к <адрес>, расположенное в непосредственной близости от земельного участка, предоставленного в аренду ФИО4, на котором в настоящее время произрастает кустарник.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «.......» Назаров А.А., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что для проведения работ в прибрежно-защитной полосе <адрес> притока <адрес> необходимо получить согласование для очистки берега от растительности, которого нет. В данном случае, чтобы исполнить требования, указанные в иске, необходимо провести работы по вырубке кустарника и деревьев, которые растут в прибрежно-защитной полосе. Кроме того, земельный участок, который указан в иске, не затрудняет доступ граждан к <адрес>, поскольку вдоль него можно свободно подъехать на автомашине к береговой полосе, а далее и пройти к урезу реки. В данном случае граждан больше не устраивает то, что они не имеют возможности свободного подъезда именно к конкретному месту, где ранее, подъезжая прямо на автомашинах на береговую полосу, они имели возможность более удобного спуска на воду лодок и катеров. Однако, в д. Волнога, есть и другие места, где можно также беспрепятственно подъехать на автомашине на берег реки.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что законных оснований для удовлетворения требований прокурора Калязинского района у суда не имеется по следующим основаниям.

Как следует из искового заявления, основанием для обращения прокурора с иском в суд явилось предоставление "__"__ __ г. в аренду гр. ФИО4 земельного участка для ведения личного подсобного площадью ....... кв.м., в результате чего, по мнению прокурора, доступ граждан к <адрес> стал затруднён.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В соответствии с ч.8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В рамках рассмотрения данного гражданского дела судом было осуществлено выездное судебное заседание в ходе которого было установлено, что в д. <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером № ___. Данный земельный участок по всему периметру, огорожен забором, при этом расстояние от южной части забора, до уреза реки <адрес> составляет 20 метров. Вдоль восточной стороны данного земельного участка имеется проезд шириной 10 метров, который позволяет беспрепятственно подъехать на механическом транспортном средстве прямо к береговой полосе. Вдоль южной стороны земельного участка ( со стороны <адрес>) имеется тропинка. Доступ граждан, к водному объекту – <адрес>, в данном месте, без использования механических транспортных средств, свободен. К юго-востоку от данного земельного участка, на береговой полосе произрастают различные кустарники, деревья. При этом, на расстоянии 7 метров к юго-востоку от земельного участка, на береговой полосе, растут один кустарник и два дерева. На <адрес>, в районе расположения домов № ___, № ___, имеется поворот на другую дорогу, при движении по которой на автомашине возможен подъезд прямо до уреза реки <адрес>. При этом в данном месте на берегу расположены различные лодки. Расстояние от данного места до западной стороны земельного участка с кадастровым номером № ___ составляет 220 метров. От данного места до западной стороны земельного участка с кадастровым номером № ___ имеется грунтовая дорога, от которой, на всём её протяжении, имеется свободный доступ через растущие на береговой полосе деревья и кустарник к урезу <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что выделение в аренду и ограждение забором земельного участка с кадастровым номером № ___ в д. <адрес> не только не препятствует свободному подходу граждан к <адрес> с его южной стороны (со стороны <адрес>) без использования механических транспортных средств, но и делает возможным подъезд на автотранспорте к береговой полосе <адрес>, как непосредственно при движении вдоль данного земельного участка с восточной его стороны, так и при объезде данного земельного участка с его западной стороны.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В порядке подготовки гражданского дела к судебному разбирательству судом было разъяснено, что в предмет доказывания по делу входят обстоятельства, указанные прокурором в заявлении, в том числе наличие препятствий к доступу граждан (свободному походу) к <адрес> в районе расположения <адрес>.

Такие доказательства, подтверждающие наличие препятствий к доступу граждан (свободному походу) к <адрес> в районе расположения <адрес> прокурором Калязинского района суду представлены не были и как следствие, оснований, для обращения с данным иском в суд, нет.

Данное обстоятельство подтверждается и актом от "__"__ __ г., составленным заместителем прокурора Калязинского района Осиповым Д.В., который был приложен к исковому заявлению, где заместителем прокурора Калязинского района Осиповым Д.В. по результатам проведённой проверки указано о том, что земельный участок с кадастровым номером № ___ не лишает доступ граждан к <адрес> на береговую зону.

Кроме того, как следует из информационного письма <адрес> межрайонного обособленного структурного подразделения Верхневолжского территориального управления Росрыболовства для проведения работ в прибрежно-защитной полосе на притоках реки <адрес> (....... водохранилище) необходимо получить согласование для очистки берега от растительности (деревьев, кустарников) в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 569 от 28.07.2008 года.

Такое согласование, подтверждающее возможность проведения обустройства береговой полосы в <адрес> путём очистки (вырубки кустарниковой растительности, деревьев) в соответствии с действующим законодательством, суду представлено не было.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Калязинского района удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-200 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области в защиту прав неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «.......» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «.......» в части не проведения обустройства береговой полосы, с целью обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования, и о возложении на администрацию муниципального образования «.......» обязанности по проведению обустройства береговой полосы в <адрес> с целью обеспечения доступа граждан к <адрес> в срок до "__"__ __ г. путём очистки ( вырубки кустарниковой растительности) подхода к <адрес> шириной 7 метров, длинной 20 метров (общей площадью 140 кв.м.) от кустарниковой растительности в 10 метрах к юго-востоку от точки № ___ (дирекц.угол 1880 39, 36,,) участка с кадастровым № ___, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, а именно с "__"__ __ г..

Федеральный судья Д.В. Лядов