Дело № 2 –636 / 2011 года Решение Именем Российской Федерации Калязинский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Чистохиной Е.С. при секретаре Кузнецовой Р.И., с участием представителя истца Фомичева А.Н. – Фомичевой Б.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2011 года гражданское дело по иску Фомичева Андрея Николаевича к администрации <адрес> о признании права собственности на земельную долю, у с т а н о в и л: Истец Фомичев А.Н. обратился в суд с иском и просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный ему администрацией <адрес> бесплатно по заявлению от "__"__ __ г. для ведения личного подсобного хозяйства. В судебном заседании представитель истца Фомичева Б.Л. исковые требования поддержала в полном объеме. В обосновании требований пояснила, что её доверитель Фомичев А.Н. "__"__ __ г. обратился с письменным заявлением в администрацию <адрес> с просьбой о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>. На основании заявления истца "__"__ __ г. Главой <адрес> было вынесено Распоряжение № ___ «О формировании земельного участка в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства». С "__"__ __ г. по "__"__ __ г. в отношении спорного земельного участка проводились землеустроительные работы, "__"__ __ г. главой администрации <адрес> было издано Постановление Главы <адрес> № ___ «Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале в <адрес>». "__"__ __ г. за № ___ из администрации <адрес> в адрес истца было направлено письмо о том, что «На заявление о предоставлении в собственность земельного участка в <адрес>, площадью ....... кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства администрация <адрес> сообщает, что закон <адрес> «Об установлении в <адрес> предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность» от "__"__ __ г., а так же Решение Собрания депутатов <адрес> № ___ от "__"__ __ г. «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», утратили силу. Другими нормативными документами и законами бесплатное предоставление в собственность земельных участков для указанных целей в настоящее время не предусмотрено. На основании этого истцу предложено обратится в суд». Однако, поскольку заявление о предоставлении ему, то есть Фомичеву А.Н., земельного участка было подано до вступления в силу Закона Тверской области от 09.04.2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», которым вышеуказанный закон признан утратившим силу, считает, что за ним может быть признано право на получение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно. Представители ответчика - администрации <адрес>, тертьих лиц - администрации Нерльского сельского поселения, комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в суд не явились, как видно из отзывов, возражений по иску не имеют, просят дело рассмотреть без участия указанных представителей. Суд, с учетом мнения представителя интересов истца, полагает возможным рассмотреть дело по существу без участия в судебном заседании представителей администрации <адрес>, администрации <адрес> сельского поселения, комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>. Заслушав представителя интересов истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему : Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2 Конституции РФ); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 28 этого Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким Законом являлся закон субъекта РФ, а именно: Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», статьей 3 которого было установлено, что бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам, в том числе, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок для указанных выше целей. Порядок наделения граждан земельными участками установлен законодательством, а именно: Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ). Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного Кодекса РФ). Из материалов дела следует, что истцом установленный законодательством порядок был соблюден в полном объеме, а именно: Фомичев А.Н. (л.д. 6) "__"__ __ г. обратился в администрацию <адрес> с заявлением (вх. № ___), в котором он просит предоставить ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. "__"__ __ г. на основании письменного заявления истца Главой <адрес> было вынесено Распоряжение № ___ «О формировании земельного участка в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства». В соответствии выше указанного распоряжения "__"__ __ г. истцу был выдан Акт № ___ выбора и обследования площадки земельного участка для согласования с соответствующими службами в <адрес> и <адрес>. Акт № ___ выбора и обследования площадки земельного участка согласовывался в период с "__"__ __ г. по "__"__ __ г.. После согласования Акта № ___ выбора и обследования площадки земельного участка мною "__"__ __ г. с ООО «.......+» был заключен Договор № ___ на выполнение работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Срок исполнения договора "__"__ __ г.. "__"__ __ г. после проведения землеустроительных работ в соответствии с Уставом муниципального образования «.......» и Земельным Кодексом РФ было издано постановление главы <адрес> № ___ «Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале в <адрес>». В соответствии с подготовленными документами "__"__ __ г. межевое дело было направлено в Управление Роснедвижимости по <адрес> для постановки на кадастровый учёт. "__"__ __ г. за № ___ из ФБУ «КП» по <адрес> был получен кадастровый паспорт на земельный участок. "__"__ __ г. за № ___ из администрации <адрес> истцу было направлено письмо о том, что «На заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка в <адрес>, площадью ....... кв.метров для ведения личного подсобного хозяйства администрация <адрес> сообщает, что закон <адрес> «Об установлении в <адрес> предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность» от "__"__ __ г., а так же Решение Собрания депутатов <адрес> № ___ от "__"__ __ г. «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», утратили силу. Другими нормативными документами и законами бесплатное предоставление в собственность земельных участков для указанных целей в настоящее время не предусмотрено. На основании этого истцу предложено обратится в суд». Право на получение земельного участка бесплатно Фомичева А.Н. на момент подачи им заявления о предоставлении ему такого участка имел, он постоянно проживает на территории <адрес>, сообщением Калязинского отдела УФРС по <адрес> подтверждено, что права Фомичева А.Н. на спорный земельный участок в Едином Государственном реестре ранее не зарегистрированы, а согласно решения Собрания депутатов <адрес> № ___ от "__"__ __ г. «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», на основании которого истцу и был выделен земельный участок, бесплатно земельные участки, предоставлялись в собственность гражданам, не использовавшим право на однократное бесплатное получение земельных участков. Разрешая спор по существу, суд считает необходимым отметить следующее: "__"__ __ г. истец получил разъяснение администрации <адрес> о том, что изменениями в законодательстве, определяющем порядок предоставления земельных участков в собственность, предоставление земельного участка в собственность бесплатно не предусмотрено. На момент получения кадастрового паспорта земельного участка Фомичевым А.Н. с целью продолжения процедуры получения спорного земельного участка в собственность бесплатно и регистрации за ним права собственности на спорный земельный участок, Закон Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», был признан утратившим силу с 22 апреля 2008 года, а именно: с момента введения в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области». В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", территориальный отдел Управления Федеральной регистрационной службы осуществляет правовую экспертизу правоустанавливающих документов, то есть соответствие предоставленных документов требованиям, установленным Законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 статьи 17 Закона о регистрации, одним из оснований для государственной регистрации являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания. "__"__ __ г. Фомичеву А.Н. фактически было отказано в продолжении процедуры государственной регистрации права на земельный участок. На момент получения Фомичевым А.Н. "__"__ __ г. из администрации <адрес> письма за № ___, действительно действовал Закон Тверской области от 09.04.2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», согласно которому в отношении земельных участков с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства случаи бесплатного предоставления не предусмотрены. Вместе с тем, судом установлено, что Фомичев А.Н. обратился с заявлением в администрацию <адрес> о льготном предоставлении земельного участка "__"__ __ г., то есть до введение в действие Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-3О. Согласно пункта 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И, в определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ. Следовательно, изменением законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в девствующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»№ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»). В Постановлении Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Судом по обстоятельства настоящего спора установлено, что у Фомичева А.Н. на момент его обращения в местную администрацию с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно в порядке приватизации земельного участка, имелась льгота, а именно: в соответствии со статьей 3 закона Тверской области от 8 июля 2002 года № 54-ЗО «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (с изменениями от 14 июля 2003 года) Фомичев А.Н. имел право на бесплатное получение единожды в собственность земельного участка. Он это право реализовал, обратившись в администрацию Калязинского района по месту своего проживания с соответствующим заявлением. Более того, в отношении просимого им земельного участка и по его же заявлению, на основании распоряжений органа местного самоуправления, были в полном объеме проведены работы по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка. Регистрация права собственности Фомичева А.Н. оказалась незавершенной не потому, что сам Фомичев А.Н. отказался от реализации такого своего права, а только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области». При таких обстоятельствах, а так же руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими и в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, ч.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции РФ, прекращение процедуры передачи ему в собственность и признании его права собственности на спорный земельный участок, следует признать необоснованным. Согласно части 2 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Следовательно, земельный участок фактически становится объектом права после проведения межевания и кадастрового учета, он начинает отвечать требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса РФ, поскольку его границы описаны и удостоверены в установленном порядке. Судом по обстоятельствам настоящего спора установлено, что Фомичев А.Н., имевший право на получение льготы – получение единожды бесплатно в собственность земельного участка до вступления в силу Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО, совершил юридически значимые действия именно до вступления в силу Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО, он прошел весь установленный законодательством на момент подачи им заявления о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка порядок, то есть - границы спорного земельного участка были описаны и удостоверены, спорному земельному участку присвоен кадастровый номер и он поставлен на кадастровый учет, споров по этому земельному участку нет, получены все согласования с компетентными службами. Таким образом, именно в связи с подачей Фомичева А.Н. заявления о предоставлении ему земельного участка, этот земельный участок стал объектом права, так как начал отвечать требованиям, предъявляемым пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса РФ, поскольку его границы описаны и удостоверены в установленном порядке. Ранее Фомичев А.Н. бесплатно в порядке приватизации земельные участки не передавались. В приобретении права собственности на этот земельный участок было отказано Фомичеву А.Н. только в связи с вступлением в силу Закона «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», а не потому, что он сам отказался от реализации своей льготы на получение бесплатно в собственность спорного земельного участка. Именно поэтому суд считает, что в отношении Фомичева А.Н. должно быть применено Постановление Конституционного Суда от 24 октября 1996 года № 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» также указано, что по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которому, как уже указано выше в настоящем решении суда, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Следовательно, за Фомичевым А.Н. может быть признано право собственности на спорный земельный участок. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Фомичева Андрея Николаевича к администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить, признать за Фомичевым Андреем Николаевичем право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью ....... кв.метров, с кадастровым номером № ___, расположенный по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения. Судья