О включении в стаж отдельных периодов трудовой деятельности



Дело № 2-675 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калязинский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Трепалиной Н.Н.,

при секретаре Ерцовой Ю.И.,

с участием истца Киселёвой Е.В.,

представителей ответчика Государственного Учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Кадушко Т.А., действующей на основании доверенности № ___ от "__"__ __ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калязине,

21 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Киселёвой Елены Викторовны к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о включении в стаж отдельных периодов трудовой деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Киселёва Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> о включении в стаж отдельных периодов трудовой деятельности.

Свои требования истица мотивировала тем, что она "__"__ __ г. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о включении в стаж отдельных периодов её трудовой деятельности, приложив соответствующие документы. Однако, "__"__ __ г. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было принято решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, отдельных периодов трудовой деятельности истицы, а именно время нахождения в оплачиваемых дополнительных учебных отпусках при заочном обучении в <адрес> государственном университете (далее КГУ: "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (93 дня). Истица не согласна с данным решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, так как в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающиеся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причём, данные дополнительные отпуска предоставляются ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и работодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе. Она в период с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. обучалась в имеющем государственную аккредитацию <адрес> (ныне <адрес>) государственном университете на факультете филология. В период обучения <адрес> школа ежегодно предоставляла дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, и при этом уплачивались страховые взносы с пенсионный фонд. Считает, что время обучения с отрывом от производства подлежит включению при исчислении периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости. Просит обязать Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в стаж отдельных периодов её трудовой деятельности, дающей право на назначение пенсии по старости, а именно время нахождения в оплачиваемых дополнительных учебных отпусках при заочном обучении в Калининском государственном университете (далее КГУ: "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (93 дня).

В судебном заседании истица Киселёва Е.В. исковые требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в <адрес> Кадушко Т.А. иск не признала и пояснила, что в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В ходе проведения документальной проверки были выявлены периоды нахождения Киселёвой (Бобровой) Е.В. в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации. Однако, засчитать спорный период нахождения истицы в учебных отпусках в специальный стаж не представляется возможным, поскольку такое основание Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрена. В Правилах, утверждённых названным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов учебных отпусков. Просила в иске отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочную пенсию педагогам, и Правила исчисления периодов такой работы.

Вышеуказанными правилами определено, что в льготный стаж засчитывается работа в государственных и муниципальных учреждениях для детей и в должностях по Списку от 29.10.2002 г. № 781.

В судебном заседании установлено, что "__"__ __ г. Киселёва Е.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением и пакетом документов о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости на основании п. п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> от "__"__ __ г. Киселёвой Е.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

В соответствии с действующим законодательством в специальный трудовой стаж ей зачтено ....... года ....... месяцев ....... дней.

Как следует из вышеуказанного решения ГУ УПФ РФ в <адрес> в стаж работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со ссылкой на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не был включён период нахождения истицы в учебных отпусках.

При исчислении стажа Киселёвой Е.В. были применены общие правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона №173 ФЗ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. Поскольку данным документом время пребывания в учебных отпусках не перечислено среди периодов, включаемых в стаж для досрочного назначения пенсии, данные периоды не подлежат зачёту в специальный стаж.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что оспариваемые истцом периоды нахождения в оплачиваемых дополнительных учебных отпусках при заочном обучении в Калининском (ныне Тверском) государственном университете по специальности «русский язык и литература»: "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (93 дня), имели место до вступления в силу Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», т.е. до "__"__ __ г.

В соответствии с п. 9 ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на "__"__ __ г. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до вступления в силу названного закона.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец с "__"__ __ г. по настоящее время работала в должности учителя <адрес> восьмилетней школы, директора <адрес> восьмилетней школы, учителя МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», что отражено в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "__"__ __ г..

Как следует из диплома ....... № ___, выданного Киселёвой Е.В. "__"__ __ г., она в "__"__ __ г. поступила в <адрес> государственный университет и в "__"__ __ г. окончила полный курс названного университета по специальности русский язык и литература.

В указанные спорные периоды времени действовало утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения, а также п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утверждённой приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплён порядок зачёта в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Учитывая указанные положения нормативных актов, суд полагает, что в специальный стаж Киселёвой Е.В. подлежат включению периоды нахождения истца в учебных отпусках, поскольку обучение истца в высшем учебном заведении имело место в период действия данных норм права, обучению непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, вышедшим на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Данная позиция изложена также и Конституционным судом Российской Федерации. Так, в его постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Однако, истцу для сдачи вступительных экзаменов на период с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. был предоставлен не оплачиваемый отпуск. Таким образом, у суда не имеется оснований для обязания ГУ УПФ РФ в <адрес> включить этот период в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

С учётом изложенного, требования истицы Киселёвой Е.В. подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Киселёвой Елены Викторовны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> зачесть в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Киселёвой Елене Викторовне время нахождения в оплачиваемых дополнительных учебных отпусках при заочном обучении в Калининском государственном университете по специальности «Русский язык и литература»: с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (15 дней); с "__"__ __ г. по "__"__ __ г. (93 дня).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме

Федеральный судья Н.Н.Трепалина