О понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозной вещи объекта водоснабжения колодца



Дело № 2-494 / 2012 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калязинский районный суд Тверской области, в составе

председательствующего судьи Чистохиной Е.С.

с участием:

представителя администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Кисилевой Е.В.

при секретаре Кузнецовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калязине 02 июля 2012 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения колодца в <адрес>,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение».

В обоснование требований в исковом заявлении указано, что на территории <адрес> сельского поселения в <адрес>, расположен колодец. Как установлено проведенной проверкой, вода из указанного колодца соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Как установлено проведенной проверкой состояние указанного колодца не отвечает требованиям действующего законодательства по следующим параметрам, а именно : - в нарушение требования п. 3.3.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от "__"__ __ г. № ___, сруб колодца частично разрушен, имеются глубокие трещины; - в нарушение требований п.п. 5.5, 5.6 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от "__"__ __ г. № ___,чистка колодца с одновременным текущим ремонтом оборудования и последующей дезинфекцией длительное время не проводилась; - в нарушение требований п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» вокруг колодца отсутствует ограждение.

Выявленные нарушения о несоблюдении условий по санитарной охране водоисточника (колодца) не исключают возможность его, то есть колодца, загрязнения, в случае использования данного источника водоснабжения населением; создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний передающихся водным путем, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. До настоящего времени со стороны органа местного самоуправления -администрации <адрес> сельского поселения <адрес>, - на территории которого расположен бесхозяйный колодец, мер по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не принято. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес> вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому прокурор <адрес>, обращаясь в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц просит суд о понуждении органа местного самоуправления - администрации <адрес> сельского поселения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения колодца в <адрес>.

Ответчик – представитель администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Кисилева Е.В. с исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснив, что действительно такой колодец в <адрес>, то есть на территории сельского поселения, существует, этот колодец находится на улице, то есть на общественной земле. Колодец действительно стал бесхозным, на балансе администрации колодец не числится. Забор воды из этого колодца ведется, колодцем пользуются дачники и жители деревни, так как только в этом колодце вода питьевая. В настоящее время создана инициативная группа из числа дачников, которые взяли на себя обязательство отремонтировать колодец. Поэтому администрация поселения согласна с тем, что этот колодец должен быть постановлен на учет.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации поселения ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

Судом по обстоятельствам настоящего дела установлено следующее:

Справкой администрации <адрес> сельского поселения подтверждено, что на территории сельского поселения в <адрес> имеется колодец, который на балансе администрации <адрес> сельского поселения не состоит.

Материалами проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> проверки подтверждено, что в ходе санитарно-эпидемиологического обследования данного колодца специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> было установлено, что: общественный шахтный колодец расположен на территории населенного пункта - <адрес>. Водозаборное сооружение со слов жителей деревни построено в "__"__ __ г., и текущий ремонт оборудования и крепления с последующей чисткой и дезинфекцией не производился в течение ....... лет, что является нарушением п. 5.5., 5.6. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Шахтный колодец (со слов жителей деревни) обслуживает ....... жилых домов с количеством жителей около ....... человек. Радиус обслуживания составляет ....... метров. Близстоящие жилые дома находятся на расстоянии ....... метров от колодца. Колодец находится на возвышенном участке, удаленном не менее чем на ....... метров от возможных источников загрязнения, и представляет собой шахту квадратной формы (деревянный сруб) и состоит из оголовка, ствола и водоприемной части. Колодец предназначен для получения подземных вод из первого от поверхности безнапорного пласта. Глубина колодца от поверхности земли до зеркала воды составляет примерно ....... метра. Оголовок колодца имеет высоту ....... метров и помещен в будку с закрывающейся крышкой. Будка и крышка с глубокими трещинами, что допускает попадание поверхностных осадков в ствол шахты. По периметру оголовка колодца - травяной покров, имеется отмостка из бетона радиусом ....... метр с уклоном в сторону кювета (отмостка частично выбита и заложена куском рубероида. Около колодца устроена скамья для ведер (частично поражена гнилью). Ограждение вокруг колодца отсутствует, что является нарушением п. 3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Для подъема воды оборудовано устройство ворота с одной ручкой. Размер бадьи для переливания соответствует размеру ведра. Внутренние деревянные стенки шахты поражены гнилью и грибком, в стенках шахты имеются глубокие трещины, что не соответствует п.3.3.7. СанПиН 2.1.4.1175-02.

Как следует из материалов проведенного обследования, были отобраны пробы воды из колодца на санитарно-химические и микробиологические показатели. По результатам лабораторных исследований, проведённых аккредитованным ИЛЦ филиала ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес>, качество воды из колодца соответствует гигиеническим нормативам (протокол лабораторных исследований № ___ от "__"__ __ г.).

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относиться организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 2 ст. 50 того же Федерального закона РФ, в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

При этом предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь, а случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения поселений по предупреждению чрезвычайных ситуации па территории поселения предполагают осуществление организационно - технических мероприятии по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого - социальным чрезвычайным ситуациям.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на объект водоснабжения <адрес> - колодец, расположенного на территории <адрес> <адрес>, который не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собствен которой неизвестен, либо вещь от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что колодец на территории <адрес> используется для забора питьевой воды для нужд населения, питьевая вода из этого колодца не соответствует требованиям санитарных норм.

Таким образом, статус указанного колодца как бесхозяйной вещи, являющейся объектом, создающим потенциальную опасность для водоносного горизонта, а также жителей и лиц, находящихся на территории <адрес>, действительно требует принятия мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в подземные питьевые воды опасных инфекционных заболеваний, кислот, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среды.

Следовательно, основания для удовлетворения исковых требований прокурора имеются.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения - колодца, расположенного в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд в течение одного месяца со дня его провозглашения.

Судья