Дело № 2-347-2011года Решение Именем Российской Федерации 25 мая 2011 года с.Калга Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А., при секретаре Телятьевой Т.И., с участием представителя заявителя – заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Кусовой О.Н., представителя заинтересованного лица – главы администрации сельского поселения «Шивиинское» муниципального района «Калганский район» Тишина Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Шивиинское» муниципального района «Калганский район» (далее по тексту администрация сельского поселения «Шивиинское») о признании бездействия по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов сельского поселения «Шивиинское» незаконным и понуждении к действию, установил: Прокурор Калганского района Забайкальского края, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Калганский районный суд с заявлением к администрации сельского поселения «Шивиинское» о признании бездействия по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов сельского поселения «Шивиинское» незаконным, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Заявленные требования мотивированы выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» и разработанных во исполнение его Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, а именно: - в нарушение п.114 ППБ 01-03 в с.Шивия, с.Запокровский отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - в нарушение п.90 ППБ 01-03 в с.Шивия, с.Запокровский отсутствуют указатели направления движения к водоисточникам; - в нарушение п.27 ППБ 01-03 в с.Шивия, с.Запокровский отсутствует наружное освещение в темное время суток; - в нарушение п.105, 106, 107, 108 ППБ 01-03, ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» в с.Шивия, в с.Запокровский отсутствует мотопомпа для целей пожаротушения; При проверке населенного пункта «Запокровский» установлено, что кроме вышеуказанных нарушений отсутствует и минерализованная полоса по всей протяженности границ населенного пункта (п.30 ППБ 01-03). Это свидетельствует, что администрацией сельского поселения «Шивиинское» нарушается право граждан сельского поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что может привести к реальному нарушению законных прав и интересов граждан. Поэтому прокурор просит признать бездействие администрации сельского поселения «Шивиинское» по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов сельского поселения «Шивиинское» незаконным, а также обязать администрацию сельского поселения «Шивиинское» устранить нарушения, выявленные при проверки, в сроки, указанные в заявлении. В судебном заседании заместитель прокурора Калганского района Забайкальского края Кусова О.Н. заявленные требования уточнила, просит признать бездействие администрации сельского поселения «Шивиинское» муниципального района «Калганский район» по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов сельского поселения «Шивиинское» незаконным, а также обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: - в срок до 01.09.2011 года установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с.Шивия, с.Запокровский; - в срок до 01.09.2011г. установить указатели направления движения к водоисточникам в с.Шивия, в с.Запокровский; - в срок до 01.09.2011г. исправить (создать) наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения средств пожарной безопасности в с.Шивия в с.Запокровский: - в срок до 01.09.2011г. принять меры к организации проведения работ по установлению защитных противопожарных полос в с.Запокровский» - в срок до 01.09.2011г. обеспечить противопожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты с.Шивия, с.Запокровский. Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения «Шивиинское» Тишин Н.Д. с требованиями, заявленными прокурором Калганского района, согласился. Начальник отдела ТПНД Калганского района Охлопков Ю.А., привлеченный к участию в деле в качестве специалиста в судебном заседании пояснил, что прокурором Калганского района с привлечением его была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в сельском поселении «Шивиинское». В ходе проверки были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, которые необходимо устранить. Суд, выслушав стороны, специалиста, проверив материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Федеральный Закона № 68-ФЗ от «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указывает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности влечет угрозу жизни и здоровью людей. В связи с тем, что на территории сельских населенных пунктов может находиться неопределенное количество людей, несоблюдение норм и правил пожарной безопасности создает угрозу неопределенному количеству лиц. Обращение прокурора в суд общей юрисдикции в защиту конституционных прав и свобод граждан представляет собой одно из средств прокурорского реагирования. Прокурор Калганского района Забайкальского края, используя предоставленные ему Законом о прокуратуре надзорные полномочия, вправе на основании п.1. ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Таким образом, требования заявлены правомочным органом. Обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения возникает из требований Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» и Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» В соответствии со ст.15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Во исполнение ФЗ «О пожарной безопасности» разработаны и Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. С учетом приведенных норм закона обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления поселения. Пунктом 31 ППБ 01-03 установлено, что в сельских населенных пунктах с количеством усадеб (участков) не более 300, для целей пожаротушения, должна иметься переносная пожарная мотопомпа, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепная пожарная мотопомпа, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно п. 114 ППБ 01-03 предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Пунктом 90 ППБ 01-03 установлено, что по направлению движения к источникам водоснабжения должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п.27 ППБ 01-03 установлено, что территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Согласно п.112 ППБ 01-03 установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Как установлено материалами проверки, проведенной прокуратурой Калганского района Забайкальского края администрацией сельского поселения «Шивиинское» вышеуказанные пункты Правил пожарной безопасности нарушены, администрация сельского поселения «Шивиинское» какие либо действия, связанные с устранением нарушений не принимает. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора. В соответствии со с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд решил: Заявленные требования прокурора Калганского района Забайкальского края удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения «Шивиинское» муниципального района «Калганский район» по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов сельского поселения «Шивиинское» - незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Шивиинское» муниципального района «Калганский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: - в срок до 01.09.2011 года установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с.Шивия, с.Запокровский; - в срок до 01.09.2011г. установить указатели направления движения к водоисточникам в с.Шивия, в с.Запокровский; - в срок до 01.09.2011г. исправить (создать) наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения средств пожарной безопасности в с.Шивия в с.Запокровский: - в срок до 01.09.2011г. принять меры к организации проведения работ по установлению защитных противопожарных полос в с.Запокровский» - в срок до 01.09.2011г. обеспечить противопожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты с.Шивия, с.Запокровский. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи жалобы через Калганский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме (мотивированного решения). Решение вступило в законную силу 07 июня 2011 года. Судья-подпись Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А.Давыдова