Иск о признании бездействия администрации сельского поселения `Чингильтуйское` незаконным



Дело № 2-345-2011года

Решение

Именем Российской Федерации,

26 мая 2011 года с.Калга   

     Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А., при секретаре Бояркиной В.Н.,

с участием заявителя – прокурора Калганского района Забайкальского края Горбатова А.Н.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации сельского поселения «Чингильтуйское» муниципального района «Калганский район» - Жбанчикова М.Ю.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чингильтуйское» муниципального района «Калганский район» (далее по тексту администрация сельского поселения «Чингильтуйское») о признании бездействия по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в с. Чингильтуй незаконным и понуждении к действию,

установил:

     Прокурор Калганского района Забайкальского края, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Калганский районный суд с заявлением к администрации сельского поселения «Чингильтуйское» о признании бездействия по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в границах населенного пункта с. Чингильтуй незаконным, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Заявленные требования мотивированы выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г.

 «О пожарной безопасности» и разработанных во исполнение его Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, а именно:

     - в нарушение п.114 ППБ 01-03 в с.Чингильтуй отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

     - в нарушение п.90 ППБ 01-03 в с. Чингильтуй отсутствуют указатели направления движения к водоисточникам;

     - в нарушение п.27 ППБ 01-03 в с.Чингильтуй отсутствует наружное освещение в темное время суток;

     - в нарушение п.105, 106, 107, 108 ППБ 01-03, ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» в с. Чингильтуй отсутствует мотопомпа для целей пожаротушения.

     Это свидетельствует, что администрацией сельского поселения «Чингильтуйское» нарушается право граждан сельского поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что может привести к реальному нарушению законных прав и интересов граждан.

     Поэтому прокурор просит признать бездействие администрации сельского поселения «Чингильтуйское» по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в населенном пункте с. Чингильтуй незаконным, а также обязать администрацию сельского поселения «Чингильтуйское» устранить выявлены нарушения, в сроки, указанные в заявлении.

     В судебном заседании прокурор Калганского района Забайкальского края Горбатов А.Н. заявленные требования поддержал, просил установить сроки для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности до 01.09.2011г.

      Представитель заинтересованного лица - глава администрации сельского поселения «Чингильтуйское» Жбанчиков М.Ю. с требованиями, заявленными прокурором Калганского района, согласился.

     Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

     Федеральный Закона № 68-ФЗ от «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указывает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

     Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

     Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

     Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности влечет угрозу жизни и здоровью людей. В связи с тем, что на территории сельских населенных пунктов может находиться неопределенное количество людей, несоблюдение норм и правил пожарной безопасности создает угрозу неопределенному количеству лиц.

     Обращение прокурора в суд общей юрисдикции в защиту конституционных прав и свобод граждан представляет собой одно из средств прокурорского реагирования. Прокурор Калганского района Забайкальского края, используя предоставленные ему Законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзорные полномочия, вправе на основании п.1. ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Таким образом, требования заявлены правомочным органом.

     Обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения возникает из требований Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» и Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

     В соответствии со ст.15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

     В силу п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

     В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

     Во исполнение ФЗ «О пожарной безопасности» разработаны и Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

     С учетом приведенных норм закона обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления поселения.

     Пунктом 31 ППБ 01-03 установлено, что в сельских населенных пунктах с количеством усадеб (участков) не более 300, для целей пожаротушения, должна иметься переносная пожарная мотопомпа, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепная пожарная мотопомпа, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

     Согласно п.114 ППБ 01-03 предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

     Пунктом 90 ППБ 01-03 установлено, что по направлению движения к источникам водоснабжения должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

     Согласно п.27 ППБ 01-03 установлено, что территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.     

     Как установлено материалами проверки, проведенной прокуратурой Калганского района Забайкальского края администрацией сельского поселения «Чингильтуйское» вышеуказанные пункты Правил пожарной безопасности нарушены, администрация сельского поселения «Чингильтуйское» какие либо действия, связанные с устранением нарушений не принимает. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

     В соответствии со с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.   

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд

решил:

     Заявленные требования прокурора Калганского района Забайкальского края удовлетворить.

     Признать бездействие администрации сельского поселения «Чингильтуйское» муниципального района «Калганский район» по организации мер пожарной безопасности и защите населения от угроз чрезвычайных ситуаций в с.Чингильтуй  - незаконным.

     Обязать администрацию сельского поселения «Чингильтуйское» муниципального района «Калганский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности:

- в срок до 01.09.2011 года установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Чингильтуй;

- в срок до 01.09.2011г. установить указатели направления движения к водоисточникам в с. Чингильтуй;

- в срок до 01.09.2011г. исправить (создать) наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения средств пожарной безопасности в с. Чингильтуй;

- в срок до 01.09.2011г. обеспечить противопожарной мотопомпой для целей пожаротушения населенный пункт с. Чингильтуй.

     Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи жалобы через Калганский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме (мотивированного решения).

Решение вступило в законную силу 07 июня 2011 года.

Судья-подпись

Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А.Давыдова