Дело № 2-341/2011года Решение Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А., при секретаре Арзамазовой Ж.В., с участием заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Кусовой О.Н. истца – Максимчук Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по иску прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах Максимчук Н.И. к Администрации муниципального района «Калганский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в суд с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что Максимчук Н.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. Постановлением главы Администрации Калганского района № 264 от 30.09.2005г. несовершеннолетний Максимчук Н.И. был помещен в детское государственное учреждение – в Кадаинский детский дом. Закрепленного жилья не имеет. Он состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение Максимчук Н.И. не предоставлено. Просит суд обязать Администрацию муниципального района «Калганский район» предоставить Максимчук Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. В судебном заседании заместитель прокурора Калганского района Кусова О.Н., Максимчук Н.И. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Ответчик Администрация муниципального района «Калганский район» в судебное заседание не явилась, была надлежаще уведомлена о времени и месте судебного заседания. Представитель Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск. В суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, отзывы на иск, суд приходит к следующему. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Калганский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Судом установлено, что Максимчук Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав. На основании постановления главы Администрации Калганского района от 30.09.2005г. № 264 Максимчук Н.И. устроен в Кадаинский детский дом. Постановлением № 264 главы администрации Калганского района от 30.09.2005г. постановление главы Администрации Калганского района от 11.02.2002г. № 50, которым за несовершеннолетним Максимчук Н.И. закреплено жилье по адресу: <адрес>, признанно утратившим силу. Постановлением Администрации сельского поселения «Калганское» № 37 от 22.04.2009г. Максимчук Н.И поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в администрации сельского поселения «Калганское», согласно справки администрации сельского поселения очередь № 5. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Максимчук Н.И. не предоставлено, в суде не оспаривалось. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пункты 5 – 9 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, решение Совета сельского поселения «Калганское» муниципального района «Калганский район» от 31.03.2010г. «Об установлении нормы предоставления учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении «Калганское», согласно которому площадь предоставляемого жилья по договору социального найма является 33 кв.м. на одного проживающего человека. Жилое помещение должно находиться в черте с. Калга, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора в интересах Максимчук Н.И. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Калганский район» предоставить Максимчук Н.И. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 33 кв.м., заключив с ним договор социального найма. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Калганский район» на предоставление Максимчук Н.И. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Калганский районный суд Забайкальского края. Решение в окончательной форме будет изготовлено и может быть получено сторонами в Калганском районном суде 15 июля 2011 года. Судья-подпись Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А.Давыдова Решение вступило в законную силу