Дело № 2-336/2011года Решение Именем Российской Федерации 12 июля 2011 года с.Калга Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А., при секретаре Арзамазовой Ж.В., с участием заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Кусовой О.Н. истца – Гасановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по иску прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах Гасановой М.В. к Администрации муниципального района «Калганский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Гасанова М.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Гасановой М.В. умерла, отец лишен родительских прав. Постановлением главы Администрации Калганского района № № от ДД.ММ.ГГГГ. Гасановой М.В. был назначен опекун. Жилое помещение закрепленное за Гасановой М.В. не сохранено, в связи с чем она была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение Гасановой М.В. не предоставлено. Истец просит суд обязать Администрацию муниципального района «Калганский район» предоставить Гасановой М.В. жилое помещение не ниже установленной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте с.Калга Калганского района Забайкальского края, по договору социального найма. В судебном заседании заместитель прокурора Калганского района Кусова О.Н., истец Гасанова М.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Гасанова М.В. дополнительно пояснила, что обращалась в администрацию сельского поселения «Калганское» с заявлением о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья, так как ранее закрепленное жилое помещение не сохранено, собственного жилья не имеет. В судебное заседание представитель ответчика Администрации муниципального района «Калганский район» не явился. Администрация муниципального района «Калганский район», была надлежаще уведомлена о времени и месте судебного заседания. Представитель Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск. В суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Калганский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Как установлено судом, Гасанова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно справки Управления образования администрации муниципального района «Калганский район» ее мать – <данные изъяты> отец – <данные изъяты>. Постановлением главы администрации Калганского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Гасановой М.В. назначен опекун и за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно справки администрации сельского поселения «Калганское» указанное жилое помещение закрепленное за Гасановой М.В. не сохранено, в связи с чем, на основании постановления главы администрации сельского поселения «Калганское» № 17 от 10.03.2011г. «О постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья» она была поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилья», льготная очередь № 2. С сентября 2008 года она временно проживает по адресу: <адрес>, без заключения договора социального найма. Из пояснений истца следует, что до исполнения ей 23 лет она пыталась встать на учет в целях получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, так как ранее закрепленное за ней жилое помещение было не сохранено. Ответчиками не доказано, что Гасанова М.В. не пыталась встать на учет нуждающихся в предоставлении жилья. Напротив, истом доказано, что позднее администрация сельского поселения поставила ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как не была обеспечена сохранность закрепленного за ней жилья. Соответственно, в данном случае право Гасановой М.В. на получение жилья не должно ставиться в зависимость от того, что по вине органов опеки и попечительства, администрации сельского поселения «Калганское» она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При таких обстоятельствах достижение на момент обращения в суд Гасановой М.В. 25 летнего возраста не является основанием для отказа в удовлетворении требований, так как вина истца в данном случае отсутствует. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пункты 5 – 9 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, решение Совета сельского поселения «Калганское» муниципального района «Калганский район» от 31.03.2010г. «Об установлении нормы предоставления учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении «Калганское», согласно которому площадь предоставляемого жилья по договору социального найма должна быть не менее 33 кв.м. на одного проживающего человека. Жилое помещение должно находиться в черте с.Калга, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора в интересах Гасановой М.В. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Калганский район» предоставить Гасановой М.В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 33 кв.м., заключив с ней договор социального найма. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Калганский район» на предоставление Гасановой Н.В. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Калганский районный суд Забайкальского края. Решение в окончательной форме будет изготовлено и может быть получено сторонами в Калганском районном суде 15 июля 2011 года. Судья Калганского районного суда О.А.Давыдова Решение вступило в законную силу