Иск о признании незаконным бездействия администрации муниципального района `Калганский район`



Дело № 2-443-2011года

Решение

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года с. Калга

Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдова О.А., при секретаре Арзамазовой Ж.В.,

с участием заявителя – помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Копылова В.В.,

представителя органа местного самоуправления – заместителя главы администрации муниципального района «Калганский район» - Егорова С.А., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Калга гражданское дело по заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Калганский район» в части непринятия мер по предупреждению терроризма в муниципальном общеобразовательном учреждении «Верхне - Калгуканская начальная общеобразовательная школа», об обязании выделить денежные средства для приобретения и установки системы видеонаблюдения и телефонной связи в муниципальном общеобразовательном учреждении «Верхне - Калгуканская начальная общеобразовательная школа»,

установил:

Прокурор Калганского района Забайкальского края, выступая в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального района «Калганский район» об оспаривании бездействия по организации антитеррористической защищенности образовательного учреждения путем выделения денежных средств для МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» в целях установки системы видеонаблюдения и обеспечения телефонной связью незаконным, а также обязать незамедлительно совершить действия по финансированию мероприятий по установке системы видеонаблюдения и обеспечения телефонной связью в МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ». Заявленные требования мотивированы выявленными в ходе прокурорской проверки фактов ненадлежащей организации охраны и антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, что свидетельствует о непринятии мер к предупреждению и пресечению экстремизма и терроризма.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения комиссионной, совместно с представителями МЧС, УМВД проверки соблюдения МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» требований ФЗ № 35 от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» установлено, что в МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ», учредителем которой является администрация муниципального района «Калганский район», отсутствует система видеонаблюдения и телефонная связь, в связи с чем безопасность обучающихся несовершеннолетних полностью не обеспечена.

Денежные средства для оборудования системы видеонаблюдения и телефонной связи учредителем – Администрацией муниципального района «Калганский район» не выделяются.

Таким образом, сложившееся положение является следствием бездействия администрации муниципального района «Калганский район», а также руководства МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ», призванных обеспечить исполнение Конституции РФ и иных нормативно- правовых актов, по реализации своих полномочий по предупреждению экстремизма и терроризма и защиты несовершеннолетних от преступных посягательств, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц – учащихся школы и населения сельского поселения «Верхне - Калгуканское».

В судебном заседании 31.08.2011г. помощник прокурора Калганского района Забайкальского края Копылов В.В. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Калганский район» в части непринятия мер по предупреждению терроризма в муниципальном общеобразовательном учреждении «Верхне - Калгуканская начальная общеобразовательная школа», в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, а также обязать выделить денежные средства для приобретения и установки системы видеонаблюдения и телефонной связи в МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ».

В судебном заседании при рассмотрении гражданского дела помощник прокурора Калганского района Забайкальского края Копылов В.В. уточненные требования поддержал в полном объеме.

Представитель органа местного самоуправления – заместитель главы администрации муниципального района «Калганский район» Егоров С.А. с заявленными требованиями прокурора Калганского района, согласился, пояснив, что в бюджете на 2011 год отсутствуют денежные средства на проведение данных мероприятий. Просил установить разумный срок для выделения денежных, чтобы устранить выявленные нарушения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Обращение прокурора в суд общей юрисдикции в защиту конституционных прав и свобод граждан представляет собой одно из средств прокурорского реагирования. Прокурор Калганского района Забайкальского края, используя предоставленные ему Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» надзорные полномочия, вправе на основании п.1. ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Таким образом, требования заявлены правомочным органом.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства – участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст.5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления.

Как следует из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

Суду представлена выписка из реестра муниципальной собственности Калганского района, согласно которой здание МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» находится в муниципальной собственности Калганского района.

Имущество за МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» закреплено на праве оперативного управления.

В силу п.4 ч.1 ст.31,ч.3 ст.32, ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с п.6.1 ст.8 Устава муниципального района «Калганский район» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории района.

Исходя из изложенного, администрация муниципального района «Калганский район» наделена полномочиями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.

В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 28.12.2009г. №485 «Об утверждении краевой долгосрочной программы «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2010-2012 годы) задачей которой является завершение оснащения образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, автоматическими пожарными сигнализациями, системами оповещения и управления эвакуацией людей, видеонаблюдения, экстренного вызова правоохранительных органов; обеспечение безопасной эксплуатации электросетей и электрооборудования и др. Цель программы: продолжение работы по созданию условий, обеспечивающих безопасность всех участников образовательного процесса; снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций путем повышения пожарной, электрической, технической, антитеррористической безопасности и санитарно-эпидемиологической защищенности образовательных учреждений; созданию организационных, финансовых, материальных условий, обеспечивающих безопасное функционирование образовательных учреждений.

Актом обследования объекта от 05.08.2011г. произведено обследование здания МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ». Обследованием установлено, что в МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» отсутствует телефонная связь, а также система видеонаблюдения. Директору МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» было указано на устранение в ходе обследования выявленных недостатков.

Таким образом, суд находит установленным и подтвержденным материалами дела факт нарушения Администрацией МР «Калганский район» требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ».

При рассмотрении требований об обязании Администрации муниципального района «Калганский район» выделить денежные средства для устранения выявленных в ходе обследования недостатков, суд приходит к следующему. Согласно выписки из реестра муниципального имущества муниципального района «Калганский район» собственником МОУ «Верхне - Калгуканская НОШ» является муниципальное образование - Муниципальный район «Калганский район». В силу закона, обязанность обеспечения безопасности учреждения, антитеррористической защищенности лежит на администрации муниципального района «Калганский район» как собственнике имущества. Факт того, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, телефонная связь и их установка необходима, администрацией муниципального района «Калганский район» не оспаривается.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требования об обязании ответчика выполнить определенные действия, суд устанавливает срок их выполнения.

Осуществление мероприятий по оборудованию техническими средствами антитеррористической защиты, обеспечению безопасности требует значительного финансирования со стороны учредителя, прокурор просит обязать администрацию выделить средства для устранения выявленных нарушений незамедлительно. Обсудив доводы сторон в части установления срока для выделения средств и проведения работ, с учетом позиции администрации муниципального района «Калганский район» о состоянии бюджета района на 2011 год и невозможности выделения незапланированных денежных средств, суд считает необходимым установить иные более длительные сроки для финансирования работ.

Принимая во внимание доводы представителя администрации муниципального района «Калганский район» о том, что денежные средства на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности, обеспечении безопасности учреждения могут быть запланированы только в бюджете на 2012 год, суд полагает возможным предоставить срок для выделения финансирования до 01 апреля 2012 года.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций - 200 рублей.

Таким образом, с администрации муниципального района «Калганский район» подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования прокурора Калганского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Калганский район» в части непринятия мер по предупреждению терроризма в муниципальном общеобразовательном учреждении «Верхне - Калгуканская начальная общеобразовательная школа», в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Калганский район» выделить денежные средства в срок до 01 апреля 2012 года для приобретения и установки системы видеонаблюдения и телефонной связи в муниципальном общеобразовательном учреждении «Верхне - Калгуканская начальная общеобразовательная школа».

Взыскать с администрации муниципального района «Калганский район» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Калганский районный суд Забайкальского края.

Судья-подпись

Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А. Давыдова

Решение вступило в законную силу