Дело № 2-140-2012г. Решение Именем Российской Федерации 08 июня 2012 года с.Калга Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А., при секретаре Арзамазовой Ж.В., с участием помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Копылова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края о признании бездействия Совета сельского поселения «Козловское» муниципального района «Калганский район» (далее по тексту Совет сельского поселения «Козловское») в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, и обязать провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ года и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, установил: Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции было установлено, что Советом сельского поселения «Козловское» не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов. В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции», противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п.2 ст.2 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения. На основании Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Как было установлено в ходе проведения проверки, Советом сельского поселения «Козловское» при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органом местного самоуправления – Советом сельского поселения «Козловское» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты. Согласно ст.10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Совета сельского поселения «Козловское», выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупциогенных признаков, нарушаются права граждан. Учитывая, что определить круг лиц, в интересах которых может быть подано данное заявление невозможно, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а также защиты государственных интересов, связанных с неисполнением федерального законодательства. В силу ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Просит признать бездействие Совета сельского поселения «Козловское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, и обязать провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с 2011 года и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. В судебном заседании помощник прокурора Калганского района Забайкальского края Копылов В.В. поддержал заявленные требования, по основаниям указанным в заявлении. Представитель Совета сельского поселения «Козловское», председатель Совета сельского поселения «Козловское» Полуэктов А.Н., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ года от него поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он также выразил признание заявленных требований. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. Заслушав помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Копылова В.В., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает возможным принять признание заявленных требований представителем Совета сельского поселения «Козловское», поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьёй единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23, главами 24-26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами. В силу ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку представитель Совета сельского поселения «Козловское» заявленные требования признал, суд принимает признание заявленных требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования прокурора. Последствия признания заявленных требований представителю Совета сельского поселения «Козловское» разъяснены и понятны. В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. На основании чего, суд устанавливает Совету сельского поселения «Козловское» срок исполнения данного решения до ДД.ММ.ГГГГ года. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Калганского района Забайкальского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие Совета сельского поселения «Козловское» муниципального района «Калганский район» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Обязать Совет сельского поселения «Козловское» муниципального района «Калганский район» провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ года, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Калганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья-подпись Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А.Давыдова