о признании бездействия в виде несполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным



Дело № 2-135-2012г.

Решение

Именем Российской Федерации

08 июня 2012 года с.Калга

Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А.,

при секретаре Арзамазовой Ж.В.,

с участием помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Копылова В.В.,

представителя Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» - председателя Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» Титовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края о признании бездействия Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» муниципального района «Калганский район» (далее по тексту Совет сельского поселения «Верхне-Калгуканское») в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, и обязать провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ года и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов,

установил:

Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции было установлено, что Советом сельского поселения «Верхне-Калгуканское» не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции», противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения.

На основании Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Как было установлено в ходе проведения проверки, Советом сельского поселения «Верхне-Калгуканское» при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органом местного самоуправления – Советом сельского поселения «Верхне-Калгуканское» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты.

Согласно ст.10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.

Таким образом, в связи с бездействием Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское», выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупциогенных признаков, нарушаются права граждан.

Учитывая, что определить круг лиц, в интересах которых может быть подано данное заявление невозможно, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а также защиты государственных интересов, связанных с неисполнением федерального законодательства.

В силу ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит признать бездействие Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, и обязать провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ года и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

В судебном заседании помощник прокурора Калганского района Забайкальского края Копылов В.В. поддержал заявленные требования, по основаниям указанным в заявлении.

Представитель Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское», Титова С.А., заявленные требования признала в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает возможным принять признание заявленных требований представителем Совета сельского поселения «Верхнее-Калгуканское», поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьёй единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23, главами 24-26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В силу ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку представитель Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» заявленные требования признал, суд принимает признание заявленных требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования прокурора.

Последствия признания заявленных требований представителю Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» разъяснены и понятны.

В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании чего, суд устанавливает Совету сельского поселения «Верхне-Калгуканское» срок исполнения данного решения до ДД.ММ.ГГГГ года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Калганского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» муниципального района «Калганский район» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Обязать Совет сельского поселения «Верхне-Калгуканское» муниципального района «Калганский район» провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ года, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Калганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья-подпись

Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А.Давыдова