Дело № 2-1384/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач-на-Дону 10.08.2010 г.
Судья Калачевского районного суда Волгоградской области Терентьев В.Н.,
при секретаре Л.
с участием представителя истца - Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску М. к администрации С. сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании завещания действительным,
У С Т А Н О В И Л:
М. обратилась в Калачёвский районный суд с иском к администрации С. сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании завещания, составленного Т. Дата обезличенаг. в её пользу и удостоверенного главой С. сельской Администрации Калачевского района Волгоградской области, зарегистрированного в реестре за Номер обезличен, действительным.
Представитель ответчика - Администрации С. сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в судебное заседании не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований истца М. не возражает.
Суд, с учетом мнения представителя истца - Т., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца - Т. поддержала исковые требования и в их обоснование пояснила следующее: Дата обезличена г. умер Т.К., который доводился отцом М. После его смерти открылось наследство, в виде имущества, принадлежащего последнему.
Дата обезличена г. она обратилась с заявлением к нотариусу о выдаче её доверительнице свидетельства о праве на наследство по завещанию от Дата обезличенаг., составленному Т. Однако, нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию в связи с тем, что завещание, представленное для совершения данного нотариального действия, не соответствует требованиям закона.
Указанные обстоятельства являются препятствием для реализации прав истца, как наследницы. Она просит признать завещание, составленное Т. Дата обезличена г. в пользу М. и удостоверенное главой Администрации С. сельского поселения Калачевского района Волгоградской области, зарегистрированное в реестре за Номер обезличен, действительным.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Завещание - это односторонняя сделка, для совершения которой в соответствии с законом необходимо и достаточно выражения воли одного лица. Для совершения завещания не требуется волеизъявления наследника. Завещатель вправе в любой момент изменить завещание путем составления нового завещания, а также отменить его полностью или в части. Завещание, как сделка, должна отвечать всем требованиям, предъявленным законом к совершению сделок.
В судебном заседании установлено следующее: Дата обезличена г. умер Т.К. л.д. 8), который доводился отцом М. л.д. 9). После его смерти открылось наследство. Наследником по завещанию, составленному Т. Дата обезличенаг. и удостоверенному главой С. сельской администрации Калачевского района Волгоградской области, зарегистрированному в реестре за Номер обезличен, является его дочь М. л.д.6).
В ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершает должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.
Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством Юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия, (перечень определен), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 года, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.
Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.
Вместе с тем, на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.
Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Федерального закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.
В п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года № 1974 года № 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.
Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.
Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.
Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
С целью реализации данного конституционного принципа, в п. 5 ст. 4 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе.
Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла свое отражение в п. 7 ст. 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона. Указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий после вступления в силу Конституции Российской Федерации, изменений не претерпели.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что по состоянию на Дата обезличена г. - дату составления завещания Т. в пользу М., право должностного лица органа местного самоуправления - главы администрации С. сельского поселения Калачевского района Волгоградской области, совершать нотариальные действия было предоставлено на основании указанных выше федеральных законов.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования М. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать завещание, составленное Т., умершим Дата обезличена г., в пользу М., удостоверенное Дата обезличена г. главой С. сельской администрации Калачевского района Волгоградской области, зарегистрированное в реестре за Номер обезличен, действительным.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья: