Дело № 2-567/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Калач-на-Дону «15» апреля 2011 года
Федеральный судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Князева Ю.А.,
с участием помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Комарова С.С.,
а также с участием представителя ответчика - главного специалиста-юрисконсульта комитета правового обеспечения, муниципальной службы и работы с кадрами Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васина Н.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Лопатиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и о понуждении к регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие, выразившегося в неисполнении требований п.1 ст.4 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и о понуждении к регистрации права собственности на объект недвижимости: здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района Комаров С.С. поддержал заявленные требования и в их обосновании пояснил суду следующее: прокуратурой Калачёвского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного право. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Согласно ст.4 Закона, регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст.130, 131, 132, 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Обязательной государственной регистрации подлежит право на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства. На основании Закона Волгоградской области от 27.11.2006г. № 1323-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Калачёвский муниципальный район и вновь образованных в его составе муниципальными образованиями», на баланс муниципальным образования Калачёвского района объект: здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> не передавался. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, зарегистрированные права на данное недвижимое имущество отсутствуют. В связи с этим, до настоящего времени право собственности на указанный объект недвижимого имущества не зарегистрировано. В результате этого Администрация Калачёвского муниципального районе не может распоряжаться данным имуществом, извлекать прибыль от его использования, так как сдача в аренду личного сооружения при отсутствии правоустанавливающих документов невозможна. Средства от использования объекта не поступают в местный бюджет, что влечёт нарушение законных прав и интересов всего населения муниципального образования. Согласно ст.ст.42, 62 Бюджетного кодекса РФ, средства, полученные в виде арендной платы за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности, в полном объёме учитываются и являются неналоговыми доходами местного бюджета. Согласно сведений главы администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, административное здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> закреплено на праве оперативного управления за Комитетом по образованию Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области. Бездействие органов местного самоуправления выражается в непринятии мер по приобретению права собственности на недвижимое имущество, что нарушает имущественные интересы неопределённого круга лиц - жителей, так как численный состав муниципального образования постоянно изменяется.
Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
Ответчик - представитель Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васин Н.П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание заявленные исковые требования признал частично, пояснив суду, что действительно административное здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> закреплено на праве оперативного управления за <адрес>, возражал в отношении того, что Администрацией Калачёвского муниципального района Волгоградской области не предпринимаются действия по регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, представив в обосновании сообщение из <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в документах архивного фонда <адрес> в протоколе заседания исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № сведения об утверждении права личной собственности районного отдела образования на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.51 Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органа местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст.4 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрации подлежит права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 164 ГПК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Обязательной государственной регистрации подлежит права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.130 ч.1 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
В судебном заседании установлено, что на основании Закона Волгоградской области от 27 ноября 2006 года № 1323-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальным образованием Калачёвский муниципальный район и вновь образованных в его составе муниципальными образованиями» на баланс муниципальным образованиям Калачёвского района объект: здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> не передавался.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: сообщением Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); копией инвентарного плана домовладения, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д.11-13); сообщение <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) о том, что в документах архивного фонда <адрес> в протоколе заседания исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № сведения об утверждении права личной собственности <адрес> на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что бездействие Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в непринятии мер к регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, являются не законными, необходимо обязать ответчика зарегистрировать право собственности на здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> а поэтому приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и о понуждении к регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований п.1 ст.4 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - незаконным.
Обязать Администрацию Калачёвского муниципального района Волгоградской области зарегистрировать право собственности на здание, расположенный по адресу: Волгоградская область, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, через Калачёвский районный суд.
Федеральный судья: