Дело № 2-560/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Калач-на-Дону «15» апреля 2011 года
Федеральный судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Князева Ю.А.,
с участием помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Комарова С.С.,
а также с участием представителя ответчика - главного специалиста-юрисконсульта комитета правового обеспечения, муниципальной службы и работы с кадрами Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васина Н.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - директора МУП «Оптика» Сафроновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Лопатиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, МУП «Оптика» о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в Калачёвский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, МУП «Оптика» о понуждении обеспечения требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в здание аптечного пункта и оптики, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес> установив срок исполнения указанных требований в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и возложении судебных расходов по настоящему делу на ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района Комаров С.С. поддержал заявленные требования и в их обосновании пояснил суду следующее: прокуратурой Калачёвского района при осуществлении надзора за исполнение Федерального законодательства РФ проведена проверка исполнения требований Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст.15 указанного Закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статьёй 4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Согласно ст.5 указанного Закона, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. В соответствии с п.3.32 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-202 (35-01-2001) «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (утв.Постановлением Госстроя РФ № 89 от 29.07.2002г.), вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Согласно проведённого прокуратурой Калачёвского района обследования совместно с привлечением главного специалиста <адрес>, специалистов <адрес> установлено, что при входе в здание аптечного пункта и оптики, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, имеются поручень и пандус. Между тем, согласно заключения специалиста, требования СНиП 2.08.02.89 (2003) «Общественные здания и сооружения не выполнены. Имеющийся пандус имеет уклон менее 10%, нормативный уклон пандуса составляет 10-12%. Таким образом, указанный объект не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения, а функциональное использование пандуса может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым. Согласно сведений администрация Калачёвского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем части здания площадью <данные изъяты>.м. является Калачёвский муниципальный район, вид права: собственность, дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ, № регистрации №, МУП «Оптика» осуществляет хозяйственное ведение. В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределённого круга лиц, выразившиеся в необеспеченности условий для беспрепятственного доступа неопределённого круга лиц инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, нарушаются права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст.17 Конституции РФ. В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
Ответчик - представитель Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васин Н.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседание заявленные исковые требования не признал, пояснив суду, что Администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области закрепила за МУП «Оптика» на праве хозяйственного ведения часть здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, и данное предприятие должно осуществлять капитальный и текущий ремонт вышеуказанного имущества. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области.
Ответчик - директор МУП «Оптика» Сафронова А.А., в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объёме, пояснив суду, что согласно п.2.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Оптика» обязуется осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
В случае удовлетворения исковых требований ходатайствовала о снижении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в связи с отсутствием наличия денежных средств у МУП «Оптика».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред.от 09.12.2010г.), Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
Согласно ст.5 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.
На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.
В соответствии с п.3.32 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-202 (35-01-2001) «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (утв.Постановлением Госстроя РФ № 89 от 29.07.2002г.), вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров, однако пандус при входе в здание аптечного пункта и оптики, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, имеет уклон менее 10%, в связи с чем указанный объект недоступен для инвалидов и маломобильных групп населения, а функциональное использование пандуса может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами по делу: показаниями главного специалиста <адрес> П., ведущего специалиста <адрес> И. о том, что при входе в здание аптечного пункта и оптики имеются поручень и пандус, однако их размещение, размеры (длина и угол подъёма) пандуса не соответствуют нормативам, установленным МДС 35-1.2000, СНиП 35-01-2001, объект недоступен для инвалидов и маломобильных групп населения; сопроводительным письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7); заключением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого имеющиеся пандусы объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, № (аптечный пункт), не соответствует нормативным требованиям, т.к. имеет уклон менее 10%, отсутствует возможность проникновения с них в здание, так как входная дверь открывается на улицу, пандусы в настоящее время находятся в аварийном состоянии, что создаёт угрозу здоровью третьих лиц, для маломобильных групп населения невозможно проникновение на прилегающую к аптеку территорию, так как перепад с улицей составляет около <данные изъяты>. (л.д.8); актом о результатах проведённой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), согласно которого при входе в здание аптечного пункта и оптики имеются поручень и пандус, однако их размещение, размеры (длина и угол подъёма) пандуса не соответствуют нормативам, установленным МДС 35-1.2000, СНиП 35-01-2001, объект недоступен для инвалидов и маломобильных групп населения; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в качестве правообладателя части здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, указан Калачёвский муниципальный район Волгоградской области, вид права - собственность, а также в качестве правообладателя указано Муниципальное унитарное предприятие «Оптика», вид права: хозяйственное ведение (л.д.10); сообщением Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), согласно которого в качестве правообладателя части здания площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, указан Калачёвский муниципальный район Волгоградской области, вид права - собственность, а также в качестве правообладателя указано муниципальное унитарное предприятие «Оптика», вид права: хозяйственное ведение; договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области закрепляет за Муниципальным унитарным предприятием «Оптика» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - часть здания общей площадью <данные изъяты>.м., расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> дом №; имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения, является муниципальной собственностью (л.д.14-16); решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Калачёвского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (л.д.17-20), согласно которому в перечне муниципального имущества, подлежащего приватизации в ДД.ММ.ГГГГ., указана часть здания площадью <данные изъяты>.м., расположенное по адресу: <адрес>, срок приватизации - ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что бездействие МУП «Оптика», выразившееся в непринятии мер к исполнению требований приведения в соответствие с нормативами пандуса и поручня при входе в здание аптечного пункта и оптики МУП «Оптика» являются не законными, необходимо обязать ответчика привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в аптечного пункта и оптики МУП «Оптика», расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, а поэтому приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с п.2.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Оптика» обязуется осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, в связи с чем суд считает, что Администрацию Калачёвского муниципального района Волгоградской области следует освободить от гражданско-правовой ответственности по данному делу.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что часть здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, включена в перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации в ДД.ММ.ГГГГ, и МУП «Оптика» не сможет исполнить решение суда в связи с тяжёлым финансовым положением, в связи с чем суд полагает возможным установить срок исполнения указанных требований в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п.2 ст.333.20 Федерального Закона № 127-ФЗ от 02.11.2004 г. «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 настоящего Кодекса.
МУП «Оптика» является стороной по делу, не освобожденной законодателем от уплаты государственной пошлины при защите в суде своих интересов и в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и подпунктом 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ обязана уплатить государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В связи с тем, что оплата государственной пошлины в полном объеме может отрицательным образом сказаться на финансовом положении МУП «Оптика», суд находит подлежащим удовлетворению ходатайство директора МУП «Оптика» Сафроновой А.А. о снижении размера государственной пошлины, и, исходя из имущественного положения плательщика, считает возможным снизить государственную пошлину до <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, МУП «Оптика» о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить частично.
Обязать МУП «Оптика» обеспечить требования ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>.
Установить срок исполнения указанных требований в течение 6 (Шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МУП «Оптика» в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Администрацию Калачёвского муниципального района Волгоградской области освободить от гражданско-правовой ответственности по данному делу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, через Калачёвский районный суд.
Федеральный судья: