Решение по иску Ивлева В.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Калачевском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении второй трудововй пенсии по старости.



Дело№2-206/11.

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Г. Калач-на- Дону     3 марта 2011года.

Калачевский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Романовой Г.Н. при секретаре Антюфеевой Т.Ф., с участием Ивлева В.В. и его представителя по доверенности Убоженко А.В., представителя Пенсионного фонда, Горбуновой Е.А. по доверенности,

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску: Ивлева В.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации( государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении второй трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ивлев В.В. обратился в суд с тем, чтобы признать незаконным решение пенсионного фонда об отказе назначить ему, инвалиду 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей в 1986-1987годах военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС вторую пенсию по старости в настоящее время, по достижении им 50лет. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплачивал ему вторую пенсию по старости, однако с ДД.ММ.ГГГГ было отказано в этом по причине незаконности таковых выплат, поскольку он не достиг возраста 55лет. Отказ от ДД.ММ.ГГГГ он оспаривает как незаконный.

В суде истец Ивлев В.В. и его представитель по доверенности Убоженко А.В. поддержали исковые требования и просили иск удовлетворить, поскольку ответчик неверно толкует статус истца. Следует руководствоваться ст.30 Закона « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в котором ( пункт1 подпункт1) указано, что гражданам, указанным в пункте3 части первой статьи13 настоящего закона( принимавшим в 1986-1987годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения». Также они считают, что Ивлев В.В. относится к категории граждан, принимавших участие в 1986-1987годах в работах по ликвидации чернобыльских последствий, указанных в пункте 3 ст.13 указанного Закона. Право на получение двух пенсий для Ивлева В.В., как инвалида вследствие военной травмы, зафиксировано ст.3п.3подпункт1 ФЗ от 15.12.2001года №166 « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определение Конституционного суда РФ от 12.07.2006года №360-О указывает, что( п.2) Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяя статус граждан, устанавливает 12 категорий граждан, на которых распространяется действие закона и гарантирует им возмещение вреда и меры социальной поддержки, различающиеся по объему в зависимости прежде всего от степени и последствий радиационного воздействия на организм человека. В частности, следует учитывать пункты 3 и 4 части первой ст.13 данного закона по двум категориям таковых граждан, меры социальной поддержки которым предусматриваются частями первой и третьей ст.15 и различаются по объему в зависимости от времени выполнения соответствующих работ, как различаются и закрепленные статьей 30 условия пенсионного обеспечения этих граждан. Поэтому они просят иск удовлетворить как законный, а отказ ответчика признать незаконным и обязать их назначить вторую пенсию по старости.

Представитель ответчика,Управления пенсионного фонда, Горбунова Е.А. просила отказать в удовлетворении иска, поскольку ссылка стороны истца на          Федеральные законы не подтверждает законность требования, так как неверно толкуется материальное право. Все перечисленные истцом законодательные акты     не имеют гарантий выплачивать истцу вторую пенсию по старости при достижении им 50 лет. Только по достижении 55лет, истец вправе рассчитывать на вторую пенсию по старости, поскольку является получателем пенсии по инвалидности вследствие получения увечья, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Согласно ст.29 Закона РФ от 15.05.1991года №1244-1 истцу гарантирована выплата пенсии по второй группе инвалидности с 7 апреля 1998года (дата медицинского освидетельствования и акта ВТЭК к справе серии ВТЭ- ). Закон №166 в подпункте1 пункта1 ст.3 предусматривает назначение двух пенсий,, но по достижении 55лет. Они в течении двух месяцев выплачивали пенсию по старости, однако ввиду неверного толкования законодательства и ошибки. Отказ пенсионного фонда назначить в настоящее время истцу вторую пенсию по старости основан на Законе и на требованиях Определения Верховного Суда от 25 июля 2008года №46-В08-8 по аналогичному спору.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пенсионное дело№990012, суд пришел к выводу отказать в удовлетворении исковых требований Ивлеву В.В. полностью по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Судом установлено следующее:

ДД.ММ.ГГГГ Ивлев В.В. обратился в УПВ РФ по Калачевскому району с заявлением о назначении второй пенсии по старости, поскольку ему исполняется 50лет <данные изъяты>

Удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) подтверждает, что истец является инвалидом в связи с воздействием радиации на Чернобыльской АЭС.

Аналогичные данные указаны в справке от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справке - ДД.ММ.ГГГГ., архивной справке ДД.ММ.ГГГГ., награждения Ивлева В.В.( приобщены в судебном заседании).

Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ за , подтверждает наличие отказа Ивлеву В.В. в назначении пенсии по старости по причине не достижения им возраста 55 лет( л.д.10-11).

Пенсионное дело на имя Ивлева В.В. аналогично подтверждает назначение последнему пенсии по инвалидности (2 группа) вследствие участия в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, на обращение за назначением второй пенсии по старости и отказ пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ назначить ему вторую пенсию наряду с имеющейся пенсией по инвалидности.

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд пришел к выводу о том, что истец не имеет право на получение двух видов пенсии: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Право на получение двух пенсий у истца может возникнуть лишь по достижении возраста 55 лет, но не 50лет.

Суд не может согласиться с доводами стороны истца о возникновении с ДД.ММ.ГГГГ ( исполнение 50лет) права на трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет для Ивлева В.В., поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Ивлев В.В. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.

Кроме того, при рассмотрении дела суд учитывает положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Таким образом, одновременное получение Ивлевым В.В. трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Ивлеву В.В. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется.

Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда ВФ от 25 июля 2008года №46-В 08-8(л.д.21-22).

Доводы ответчика об отсутствии прав у истца на назначение второй пенсии по старости, являются правомерными.

Следовательно, в удовлетворении иска Ивлеву В.В.следует отказать.

Доводы представителя Ивлева В.В. об обоснованности иска, так как ст.30 Закона « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в котором ( пункт1 подпункт1) указано, что гражданам, указанным в пункте3 части первой статьи13 настоящего закона( принимавшим в 1986-1987годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения» не являются основанием для удовлетворения иска. В статье 13 действительно указаны категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, однако пункт третий3 части первой, на который ссылается представитель истца, указывает на граждан, принимавших участие в работах по ликвидации катастрофы в 1986-1987годах, но не признанных инвалидами. Ивлев В.В. является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, как указано в п.2 ч.1 ст.13 данного Закона, получающим пенсию по инвалидности, а при определении статуса Ивлева В.В. следует это учитывать.

Суд учитывает при разрешении данного спора и то, что право на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 10лет возникает при соблюдении других в совокупности условий, предусмотренных законодательством, а не только периода времени участия лица в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( ссылка истца на1986-1987годы).

Право на одновременное получение двух пенсий для инвалидов вследствие военной травмы, действительно зафиксировано ст.3п.3подпункт1 ФЗ от 15.12.2001года №166 « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Однако в данном Законе не гарантировано получение второй пенсии в возрасте 50 лет для лиц, получающих пенсию по инвалидности. Это право гарантировано истцу при достижении им возраста 55лет, что следует из вышеприведенных норм материального права. Поэтому и в этой части доводы представителя истца беспочвенны.

Определение Конституционного суда РФ от 12.07.2006года №360-О указывает, что( п.2) Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действительно устанавливает 12 категорий граждан, на которых распространяется действие закона и гарантирует им возмещение вреда и меры социальной поддержки, различающиеся по объему в зависимости прежде всего от степени и последствий радиационного воздействия на организм человека. Однако это не подтверждает возникновение у Ивлева В.В. права на вторую пенсию по старости, одновременно с пенсией по инвалидности в момент исполнения ему возраста 50лет, а не 55лет, как предусмотрено вышеуказанными правовыми нормами.

Предположения стороны истца суд не вправе брать за основание в судебное решение.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к вышеуказанному выводу о необоснованности исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПКРФ, суд

    РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Ивлева В.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении второй трудовой пенсии по старости, ОТКАЗАТЬ за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течении 10дней, начиная со дня получения сторонами копии мотивированного решения.

Судья: