Дело № 2-632/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Калач - на - Дону 25 апреля 2011 года Калачевский районный суд Волгоградской области В составе председательствующего судьи Князевой Ю.А., При секретаре Лопатиной Е.И. А так же с участием заявителя Земляного Н.И., представителя заинтересованного лица Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области Васина Н.П., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Земляного Николая Ивановича о признании незаконным решения Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании администрации Калачевского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Земляной Н.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании администрации Калачевского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка. В судебном заседании в обоснование заявленных требований Земляной Н.И. пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Калачевского муниципального района Волгоградской области с заявлением о выкупе земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, находящегося до разграничения государственной собственности на землю в распоряжении администрации Калачевского муниципального района, которым он пользуется на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Рассмотрев его заявление, администрация Калачевского муниципального района отказала ему предоставить данный земельный участок в собственность, в связи с чем, что испрашиваемый им земельный участок относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий и в соответствии со ст. 27, 94 ЗК РФ, данный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность. В ДД.ММ.ГГГГ году он приобрел в собственность турбазу <данные изъяты> как комплекс строений и основных средств. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании решения суда был установлен юридический факт владения на праве собственности данным имуществом. На основании этого решения суда в ДД.ММ.ГГГГ году он получил свидетельства о государственной регистрации права на следующие объекты недвижимости: здание складов, здание столярного цеха, здание столярной мастерской, здание гаража. Все объекты до сих пор находятся на территории базы и он использует их в производственных целях. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании вышеуказанного решения суда он надлежащим образом оформил документы на земельный участок. Согласно Постановления администрации Калачевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ему предоставили в аренду земельный участок сроком на <данные изъяты> лет для размещения базы отдыха. Далее в ДД.ММ.ГГГГ году он размежевал данный участок на 2, и один из вновь образовавшихся участков выкупил, а на 2-й ему было выдано постановление администрации Калачевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, где администрация должна была заключить с ним договор аренды на <данные изъяты> лет, но договор был заключен на <данные изъяты> месяцев, с ежегодной его пролонгацией. В настоящее время он собирается заняться строительством и ремонтом турбазы, что требует вложения больших средств и в связи с этим он желает выкупить у администрации данный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров. Считает действия администрации Калачевского муниципального района не правомерными, так как ею неверно истолкованы нормы права, по его мнению, в данном случае следует руководствоваться ст.ст. 28 п. 4, ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, данный земельный участок не входит в Перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области ни в перечень потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области. Он считает, что в законодательстве нигде не указан прямой запрет на передачу в собственность земельных участков, ограниченных в обороте. В пределах земель особо охраняемых территорий разрешается осуществлять только те виды землепользования и хозяйственной деятельности, которые не вызывают ухудшение состояния охраняемых объектов. Разрешенное использование вышеназванного земельного участка - для размещения базы отдыха, и соответственно после передачи его в собственность он не имеет намерений менять его разрешенное использование и будет его использовать непосредственно по назначению с соблюдением всех особенностей эксплуатации земель особо охраняемых территорий. Просит суд удовлетворить его требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области Васин Н.П., действующий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования Земляного Н.И. не признал, так как земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. метров, предоставленный заявителю на основании Постановления администрации Калачевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в аренду на <данные изъяты> месяцев по договору № от ДД.ММ.ГГГГ находится в границах земель особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным видом использования для размещения базы отдыха №, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, в связи с чем Землянову Н.И. было обоснованно отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Земляного Н.И. по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свободы; на гражданина незаконного возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено. Земляной Н.И. является собственником турбазу <данные изъяты> как комплекса строений и основных средств, расположенных по адресу: Волгоградская область, <адрес> На основании решения Калачевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Земляной Н.И. зарегистрировал за собой право собственности на здание столярного цеха, здание столярной мастерской, здание склада, здание гаража, здание склада, расположенных по адресу: Волгоградская область, <адрес> (л.д. 17-22, 25-51). Комплекс указанных сооружений находится на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: Волгоградская область, <адрес>, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения базы отдыха. Кадастровый паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (л.д. 10-12). На основании постановления администрации Калачевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) «О предоставлении земельного участка для организации базы отдыха Земляному Н.И.» ему был предоставлен в аренду на <данные изъяты> лет земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, для размещения базы отдыха на юго-востоке окраины садоводческого товарищества <адрес> на берегу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация Калачевского района Волгоградской области вынесла постановление № «Об утверждении материалов межевания земельного участка», в соответствии с которым земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров был разделен на два земельных участка, и Земляному Н.И. были предоставлены в аренду на <данные изъяты> лет 2 земельных участка площадью <данные изъяты> кв. метр и <данные изъяты> кв. метра, для размещения баз отдыха № и №, расположенных по смежеству с востока от садоводческого товарищества <адрес> (л.д. 24). В настоящее время площадь земельного участка под базой отдыха № уточнена и составляет <данные изъяты> кв. метров, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Калачевского района и Земляным Н.И. был заключен договор купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым Земляному Н.И. был продан земельный участок, находящийся под объектом недвижимости - базой отдыха №, площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер №, согласно постановления Главы администрации Калачевского района от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенный по адресу: Волгоградская область, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Земляной Н.И. продал указанный земельный участок Б., что подтверждается копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Земляной Н.И. обратился с заявлением в администрацию Калачевского муниципального района (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров. К данному заявлению были приложены следующие документы, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, сообщение УФРС по Волгоградской области об отказе в предоставлении информации, доверенность представителя, копия документа, удостоверяющего личность заявителя. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9) Администрация отказала собственнику комплекса сооружений участка в выкупе испрашиваемого земельного участка по тому мотиву, что земельный участок относится к категории земель- земли особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем отчуждение земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, не представляется возможным. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Земляного Н.И. в суд с данным заявлением. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принимая оспариваемое решение, Администрация Калачевского муниципального района исходила из того, что испрашиваемый Земляным Н.И. земельный участок в соответствии со ст. 27 ЗК РФ относится к землям ограниченным в обороте, а так же сослалась на ст. 94 ЗК РФ в соответствии с которой указанный земельный участок является землями особо охраняемых территорий. В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное права граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК, федеральными законами. В соответствии с ч.2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. К числу таких земельных участков относятся земельные участки 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 названной статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 настоящей статьи; 6) не указанные в п. 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон, прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную. Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. К числу таковых могут быть отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения, территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты и другие. Как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Калачевского муниципального района Васин Н.П., действующий на основании доверенности, основанием для отнесения спорного земельного участка послужило то обстоятельство, что указанный земельный участок был предоставлен Земляному Н.И. в аренду в с вязи с размещением на нем базы отдыха, в связи с чем в соответствии со ст. 94 ЗК РФ он относится к землям особо охраняемых территорий - к землям рекреационного назначения. В соответствии с п. 1 ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам, входят в состав земель населенных пунктов. Вместе с тем, исходя из указанной нормы права, в отношении земель рекреационного назначения установлены лишь ограничения в порядке их использования - на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98 ЗК РФ), запрета на предоставление в собственность земель, данной категории данная норма права не устанавливает. Заявитель же испрашивает земельный участок для использования по целевому назначению - под базу отдыха. До января 2012 года за гражданином сохраняется право приобретения в собственность земельного участка в соответствии с ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» от 28.09.2001 года гражданам и некоммерческим организациям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после вступления в силу Земельного Кодекса РФ (п.2.2 введен ФЗ от 24.07.2007 года № 212-ФЗ). Как было установлено в судебном заседании и подтверждается копией решения Калачевского районного суда от 20.09.2002 года Земляной Н.И. 17.05.1998 года приобрел в собственность у строительного кооператива «Строитель-2» базу «Водоем», то есть стал собственником зданий и сооружений, расположенных на спорном земельном участке до введения в действие ЗК РФ. Так же в судебном заседании было установлено и подтверждается материалами гражданского, дела ранее спорный земельный участок не был отнесен муниципальным органом к землям особо охраняемых территорий и объектов. В судебном заседании представителем Администрации Калачевского муниципального района не было представлено доказательств, на каких основаниях и каким нормативным актом руководствовалась администрация района, переведя указанный земельный участок к землям особо охраняемых территорий и объектов. Какого либо подтверждающего документа, свидетельствующего о переводе данного земельного участка в земли особо охраняемых территорий, суду представлено не было. По смыслу п. 3 ст. 10 Закона РФ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» под переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов понимается установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а так же включение земельных участков в границы в туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относится к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта РФ и муниципального образование принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ (ФЗ № 116-ФЗ от 22.07.2005 года «Об особых экономических зонах в РФ»). Такого Постановления Правительства РФ в отношении данного земельного участка, суду администрацией района так же представлено не было. Не представлено суду и доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что ранее приобретенный Земляным Н.И. земельный участок у администрации района по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, являющийся соседним участком со спорным, не отнесен к категории особо охраняемых территорий и объектов, в настоящее время находится в собственности у частного лица, и так же был предоставлен для размещения базы отдыха №, а арендуемый Земляным Н.И. участок предоставлен ему для размещения базы отдыха №. Учитывая, что заявитель Земляной Н.И. имеет в собственности турбазу <данные изъяты> как комплекс строений и сооружений, которой владеет с 1998 года, расположенной на спорном земельном участке, помимо этого, данный земельный участок не входит в Перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области, ни в перечень потенциально особо охраняемых природных территорий Волгоградской области (Постановление Главы администрации Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ), то он имеет право приобрести данный земельный участок в собственность. При этом права администрации в данном случае нарушены не будут, поскольку земельный участок Земляной Н.И. приобретает не в результате безвозмездной сделки, а за плату. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования Земляного Н.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Земляного Николая Ивановича о признании незаконным решения Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании администрации Калачевского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка, удовлетворить. Признать решение администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Земляному Николаю Ивановичу предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв. метров, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения базы отдыха - незаконным. Обязать администрацию Калачевского муниципального района Волгоградской области заключить с Земляным Николаем Ивановичем договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв. метров, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней, через Калачевский районный суд со времени изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: