Дело № 2-566/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Калач-на-Дону «04» мая 2011 года Федеральный судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Князева Ю.А., с участием помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Комарова С.С., а также с участием ответчика Аржанова А.А., при секретаре судебного заседания Лопатиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Аржановой Надежде Сергеевне, Аржанову Андрею Андреевичу о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», У С Т А Н О В И Л: Первоначально прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в Калачёвский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к Аржановой Н.С., Аржанову А.А. о понуждении обеспечения требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в здание аптеки <адрес>, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, установив срок исполнения указанных требований в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и возложении судебных расходов по настоящему делу на ответчика. ДД.ММ.ГГГГ заявленные исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области к ответчикам Аржановой Н.С., Аржанову А.А. были уточнены, а именно понудить Аржанову Н.С., Аржанова А.А. обеспечить требованиями ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>, пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание. В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района Комаров С.С. поддержал уточнённые требования и в их обосновании пояснил суду следующее: прокуратурой Калачёвского района при осуществлении надзора за исполнение Федерального законодательства РФ проведена проверка исполнения требований Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст.15 указанного Закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статьёй 4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Согласно ст.5 указанного Закона, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. В соответствии с п.3.32 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-202 (35-01-2001) «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (утв.Постановлением Госстроя РФ № 89 от 29.07.2002г.), вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Проведённым прокуратурой Калачёвского района обследования совместно с привлечением главного специалиста Комитета архитектуры, строительства и ЖКХ Администрации Калачёвского муниципального района, специалистов ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачёвскому району» установлено, что вход в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>, (согласно выписки из ЕГРП) не оборудован поручнем и пандусом. Таким образом, указанный объект не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения. В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределённого круга лиц, выразившиеся в необеспеченности условий для беспрепятственного доступа неопределённого круга лиц инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, нарушаются права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст.17 Конституции РФ. В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Просит суд удовлетворить уточнённые исковые требования в полном объёме, установив ответчикам срок исполнения указанных требований в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Ответчик Аржанов А.А. в судебном заседание уточнённые исковые требования признал в полном объёме, пояснив суду, что действительно в здание, расположенном по вышеуказанному адресу, при входе отсутствует пандус и поручень. Ответчик Аржанова Н.С., извещённая о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, заявления о рассмотрении дела в своё отсутствие и возражений по существу уточнённых исковых требований суду не представила. Суд, с учётом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика Аржановой Н.С. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред.от 09.12.2010г.), Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Согласно ст.5 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. В соответствии с п.3.32 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-202 (35-01-2001) «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (утв.Постановлением Госстроя РФ № 89 от 29.07.2002г.), вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров, однако вход в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>, не оборудован поручнем и пандусом, в связи с чем указанный объект не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами по делу: показаниями ведущего специалиста сектора по социальной защите ветеранов и инвалидов ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачёвскому району» И. о том, что вход в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>, не оборудован поручнем и пандусом, объект недоступен для инвалидов и маломобильных групп населения; сопроводительным письмом Комитета по архитектуре, строительства и ЖКХ Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7); выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в качестве правообладателей здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, указаны Аржанова Н.С. и Аржанов А.А., вид права - общая долевая собственность, по 1/2 доли каждому. В связи с вышеизложенным, суд считает, что бездействие ответчиков Аржановой Н.С., Аржанова А.А., выразившееся в непринятии мер к исполнению требований оборудования входа в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>, являются не законными, необходимо обязать ответчиков Аржанову Н.С., Аржанова А.А. оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес>, а поэтому приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В соответствии с п.2 ст.333.20 Федерального Закона № 127-ФЗ от 02.11.2004 г. «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 настоящего Кодекса. Ответчики Аржанова Н.С., Аржанов А.А. являются стороной по делу, не освобожденной законодателем от уплаты государственной пошлины при защите в суде своих интересов и в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и подпунктом 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ обязаны уплатить государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Аржановой Надежде Сергеевне, Аржанову Андрею Андреевичу о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить. Обязать Аржанову Надежду Сергеевну, Аржанова Андрея Андреевича обеспечить требования ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: Волгоградская область, <адрес> 2, пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание. Установить срок исполнения указанных требований в течение 6 (Шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Аржановой Надежды Сергеевны, Аржанова Андрея Андреевича в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей, с каждого. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, через Калачёвский районный суд. Федеральный судья: