Дело № 2-564/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Калач-на-Дону «15» апреля 2011 года Федеральный судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Князева Ю.А., с участием помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Комарова С.С., а также с участием представителя ответчика - главного специалиста-юрисконсульта комитета правового обеспечения, муниципальной службы и работы с кадрами Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васина Н.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания Лопатиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в Калачёвский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении обеспечения требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в здание <адрес> №», расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, установив срок исполнения указанных требований в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и возложении судебных расходов по настоящему делу на ответчика. В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района Комаров С.С. поддержал заявленные требования и в их обосновании пояснил суду следующее: прокуратурой Калачёвского района при осуществлении надзора за исполнение Федерального законодательства РФ проведена проверка исполнения требований Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст.15 указанного Закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статьёй 4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Согласно ст.5 указанного Закона, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. В соответствии с п.3.32 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-202 (35-01-2001) «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (утв.Постановлением Госстроя РФ № 89 от 29.07.2002г.), вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Согласно проведённого прокуратурой Калачёвского района обследования совместно с привлечением главного специалиста Комитета архитектуры, строительства и ЖКХ Администрации Калачёвского муниципального района, специалистов ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачёвскому району» установлено, что при входе в здание <адрес> №», расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, имеются поручень и пандус. Между тем, согласно заключения специалиста, требования СНиП 2.08.02.89 (2003) «Общественные здания и сооружения» не выполнены. Имеющийся пандус имеет уклон менее 10%, нормативный уклон пандуса составляет 10-12%. Таким образом, указанный объект не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения, а функциональное использование пандуса может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым. В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределённого круга лиц, выразившиеся в необеспеченности условий для беспрепятственного доступа неопределённого круга лиц инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, нарушаются права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст.17 Конституции РФ. В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме. Ответчик - представитель Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васин Н.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседание заявленные исковые требования признал полностью, пояснив суду, что Администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области владеет на праве собственности зданием <адрес> №», расположенным по адресу: Волгоградская область, <адрес>. В случае удовлетворения исковых требований ходатайствовал о снижении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в связи с тем, что районный бюджет уже распределён и свободных денежных средств на счёту администрации Калачёвского муниципального района не имеется. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред.от 09.12.2010г.), Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Согласно ст.5 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. В соответствии с п.3.32 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-202 (35-01-2001) «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (утв.Постановлением Госстроя РФ № 89 от 29.07.2002г.), вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров, однако пандус при входе в здание <адрес> №», расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, имеет уклон менее 10%, в связи с чем указанный объект недоступен для инвалидов и маломобильных групп населения, а функциональное использование пандуса может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами по делу: показаниями главного специалиста Комитета архитектуры, строительства и ЖКХ Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области П., ведущего специалиста сектора по социальной защите ветеранов и инвалидов ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачёвскому району» И. о том, что в октябре 2010г. при входе в здание данной школы был установлен поручень и изготовлен пандус, однако размеры (длина и угол подъёма) пандуса <адрес> №» не соответствуют нормативам, установленным МДС 35-1.2000 и СНиП 35-01-2001; сопроводительным письмом Комитета по архитектуре, строительства и ЖКХ Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7); заключением Комитета по архитектуре, строительства и ЖКХ Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого имеющийся пандус объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, № (<адрес> №), не соответствует нормативным требованиям, т.к. имеет уклон менее 10% (л.д.8); актом о результатах проведённой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), согласно которого размеры (длина и угол подъёма) пандуса <адрес> №», расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют нормативам, установленным МДС 35-1.2000 и СНиП 35-01-2001; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в качестве правообладателя здания <адрес>, расположенной по адресу: Волгоградская область, <адрес>, указан Калачёвский муниципальный район Волгоградской области, виде права: собственность (л.д.10). В связи с вышеизложенным, суд считает, что бездействие Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в непринятии мер к исполнению требований приведения в соответствие с нормативами пандуса и поручня при входе в здание <адрес> №» являются не законными, необходимо обязать ответчика привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в здание <адрес> №», расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес> а поэтому приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что бюджет Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области уже утверждён и необходимо внести изменения в данный бюджет, чтобы внести расходы на выполнение вышеуказанных требований, в связи с чем суд полагает возможным установить срок исполнения указанных требований в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В соответствии с п.2 ст.333.20 Федерального Закона № 127-ФЗ от 02.11.2004 г. «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 настоящего Кодекса. Администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области является стороной по делу, не освобожденной законодателем от уплаты государственной пошлины при защите в суде своих интересов и в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и подпунктом 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ обязана уплатить государственную пошлину в размере 4 000 рублей. В связи с тем, что оплата государственной пошлины в полном объеме может отрицательным образом сказаться на финансовом положении Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, суд находит подлежащим удовлетворению ходатайство представителя ответчика Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области Васина Н.П. о снижении размера государственной пошлины, и, исходя из имущественного положения плательщика, считает возможным снизить государственную пошлину до <данные изъяты> рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить. Обязать Администрацию Калачёвского муниципального района Волгоградской области обеспечить требования ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: привести в соответствие с требованиями нормативов пандус и поручень при входе в здание <адрес> №», расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес> Установить срок исполнения указанных требований в течение 6 (Шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, через Калачёвский районный суд. Федеральный судья: