Дело № 2- 403 /11 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Калачевский районный суд, Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., при секретаре Савенковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач- на -Дону 30 марта 2011 года дело иску Бакаева В.Б. к Администрации Пятиизбянского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании завещания действительным, Установил: Бакаев В.Б.обратился в суд с иском к Администрации Пятиизбянского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании завещания, составленного в его пользу матерью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и удостоверенного заместителем главы Пятиизбянским сельским Советом депутатов трудящихся Калачевского района Волгоградской области действительным, обосновывая свои требования тем, что должностные лица поселковых, сельских администраций не были уполномочены совершать нотариальные действия, что послужило основанием нотариусу отказать ему в принятии завещания, удостоверенного заместителем главы Пятиизбянского сельского Совета депутатов трудящихся Калачевского района Волгоградской области для и зарегистрированного в реестре под № Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении иска. Представитель ответчика Администрации Пятиизбянского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области просил рассмотреть дело в их отсутствие, не возражал против удовлетворения иска Бакаева В.Б. Третье лицо - нотариус Калачевского района Волгоградской области Архипова О.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Завещание - это односторонняя сделка, для совершения которой в соответствии с законом необходимо и достаточно выражения воли одного лица. Для совершения завещания не требуется волеизъявления наследника. Завещатель вправе в любой момент изменить завещание путем составления нового завещания, а также отменить его полностью или в части. Завещание как сделка должна отвечать всем требованиям, предъявленным законом к совершению сделок. В судебном заседании установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ умерла <данные изъяты>.- мать истца Бакаева В.Б. После ее смерти открылось наследство. Наследником по завещанию является сын Бакаев В.Б. Завещание <данные изъяты> составила ДД.ММ.ГГГГ в Пятиизбянском сельском Совете депутатов трудящихся, Калачевского района Волгоградской области. Завещание удостоверено заместителем Главы администрации Пятиизбянского сельского Совета депутатов трудящихся Куницыной В.Н. и зарегистрировано в реестре под №, за нотариальное действие взыскана государственная пошлина ( л.д. 6). В ч.4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершает должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством Юстиции Российской Федерации ( ст. 39 Основ). Нотариальные действия,( перечень определен), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 года, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий. Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти. Вместе с тем, на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти. Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Федерального закона « О местном самоуправлении в Российской Федерации», где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий. В п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года № 1974 года № 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия. Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов. Статья 12 Конституции Российской федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти. Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. С целью реализации данного конституционного принципа, в п. 5 ст. 4 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации. На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе. Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла свое отражение в п. 7 ст. 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона. Указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий после вступления в силу Конституции Российской федерации, изменений не претерпели. Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - дату составления завещания <данные изъяты> в пользу Бакаева В.Б., право должностного лица органа местного самоуправления - заместителя главы Пятиизбянского сельского Совета депутатов трудящихся совершать нотариальные действия было предоставлено на основании указанных выше федеральных законов. При таких обстоятельствах суд находит требование Бакаева В.Б. о признании завещания, составленного <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в пользу Бакаева В.Б. и удостоверенного заместителем главы Пятиизбянского сельского Совета депутатов трудящихся Калачевского района Волгоградской области действительным обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Бакаева В.Б. к Администрации Пятиизбянского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании завещания действительным- удовлетворить. Признать завещание, составленное <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в пользу Бакаева В.Б. и удостоверенного заместителем главы Пятиизбянского сельского Совета депутатов трудящихся Калачевского района Волгоградской области действительным. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через районный суд. Председательствующий Федеральный судья: