Решение о понуждении аосстановления нарушенного права на отселение из закрытого военного городка



Гр. дело № 2-262/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калачевский районный суд, Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., при секретаре Савенковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 11 марта 2011 года дело по иску Лавренко С.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России, начальнику Мариновского гарнизона о понуждении восстановления нарушенного права на отселение из закрытого военного городка, включении в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка с даты подачи заявления,

Установил:

Лавренко С.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России, начальнику Мариновского гарнизона о понуждении восстановления нарушенного права на отселение из закрытого военного городка п. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области, включении его и членов семьи в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка согласно даты подачи им заявления в гарнизонную жилищную комиссию Мариновского гарнизона с 18 октября 2000 года.

В обоснование заявленного требования указал, что является гражданином, уволенным из Вооруженных Сил Российской Федерации в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга лет на дату увольнения составила 20 лет. После увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации он проживает в закрытом военном городке п. Октябрьский, Калачевского района Волгоградской области, где ему 8 августа 1995 года предоставлялось неслужебное жилое помещение.

Из объявлений, развешанных на территории военного городка ему стало известно о том, что п. Октябрьский распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752 - р отнесен к закрытым и, желающие отселиться за его пределы должны подать заявление на отселение. 18 октября 2000 года он подал заявление в гарнизонную жилищную комиссию об отселении из закрытого военного городка п. Октябрьский в г. Волгоград, которое было зарегистрировано под № 1088. После подачи заявления он и супруга регулярно подтверждали свое желание отселиться из закрытого военного городка, предоставляя дополнительные документы в гарнизонную жилищную комиссию. В период с 2000 г. по 2010 год очередь на отселение практически не продвигалась. В 2010 году значительно увеличилось количество выделяемых квартир, однако они распределялись только между увольняемыми военнослужащими и гражданами уже уволенными, но состоящими в базе данных « УЧЕТ» как нуждающиеся в улучшении жилищных условий и проживающих в закрытом военном городке на тех же условиях, как и он - по договору социального найма.

В апреле 2010 года он обратился к начальнику Мариновского гарнизона с просьбой рассмотреть его кандидатуру на отселение из закрытого военного городка наряду с увольняемыми военнослужащими и уже уволенными, состоящими в электронной базе данных « УЧЕТ», однако ему в этом было отказано.

В октябре 2010 года от секретаря гарнизонной жилищной комиссии ему стало известно, что он не состоит в общей очереди нуждающихся в получении жилого помещения за пределами закрытого военного городка, так как его кандидатура отсутствовала в аналогичных Списках нуждающихся по воинским частям, расположенным на территории Мариновского гарнизона.

Полагая, что его право на отселение из закрытого военного городка нарушено, 22 октября 2010 года он обратился к начальнику Мариновского гарнизона с заявлением о восстановлении его в Списках очередников на отселение из закрытого военного городка, однако ответа не получил.

Поскольку его право нарушено органами военного управления гарнизона Мариновка, а в настоящее время полномочия по вопросам жилищного учета и обеспечения жильем в связи с реорганизацией структур Министерства обороны России перешли к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России, он просит обязать последнего восстановить его право на отселение из закрытого военного городка п. Октябрьский, включив в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка с 18 октября 2000 года-даты подачи им заявления в гарнизонную жилищную комиссию.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, суду пояснил следующее.

Ответчики нарушили его жилищные права как бывшего военнослужащего, уволенного из Вооруженных Сил и подлежащего отселению из закрытого военного городка п. Октябрьский. Органы военного управления не выполнили возложенные на них обязанности и своевременно не передали уполномоченному органу данных о нем, как о лице, состоящем на учете на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка. Исходя из резолюции на его заявлении от 18 октября 2000 года начальником Мариновского гарнизона как последней и определяющей инстанции, он полагал, что решение о включении в список принято. Кроме того, решения жилищной комиссии гарнизона об отказе во включении в список ( очередь) на отселение из закрытого военного городка по каким-либо основаниям не было, в связи с чем, он полагает, что процедура включения в список ( очередь) и факт включения в очередь на отселение имела место 18 октября 2000 года. Он просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России восстановить его право на отселение из закрытого военного городка п. Октябрьский, включив в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка с 18 октября 2000 года, даты подачи им заявления в гарнизонную жилищную комиссию.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил ( л.д. 14, 75).

Представитель ответчика начальника Мариновского гарнизона Карпов И.И., действующий на основании доверенности ( л.д.78), исковые требования истца не признал, суду пояснил следующее.

До 1 января 2005 года военнослужащие, уволенные из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивались жильем органами местного самоуправления. Для этого за несколько месяцев до увольнения военнослужащий обращался в жилищную комиссию войсковой части, где проходил военную службу с просьбой признать его и членов семьи нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства и постановку на учет в качестве нуждающегося в соответствующем органе местного самоуправления. Истец уволился из рядов Вооруженных Сил в 1999 году и считал себя обеспеченным жильем по избранному месту жительства в п. Октябрьский, Калачевского района Волгоградской области и с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в жилищную комиссию войсковой части не обращался.

В 2000 году после обретения п. Октябрьского статуса закрытого военного городка, Лавренко С.В. как бывший военнослужащий, имел право обратиться в жилищную комиссию гарнизона с просьбой признать его нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства либо непосредственно в органы местного самоуправления по избранному месту жительства с аналогичной просьбой. Такая возможность у него имелась с 2000 года по 1 января 2005 года, однако по непонятной причине он не предпринял мер для реализации своего права на получение жилья в установленном в тот период порядке.

С 1 января 2005 года порядок обеспечения военнослужащих и бывших военнослужащих, стоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилья изменился и указанные категории граждан стали обеспечиваться жильем непосредственно Министерством Обороны Российской Федерации. Поскольку Лавренко С.В. не обращался с просьбой о признании его нуждающимся в получении жилого помещения и соответственно не стоящий на учете как таковой, в эту категорию граждан-очередников не попал. Однако он проживая на территории закрытого военного городка приобрел статус лица, подлежащего переселению из него. Отселение таких лиц производится путем выделения Государственного жилищного сертификата в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации № 153 от 2006 года. Поскольку истец сам своевременно не предпринял всех необходимых мер для реализации права на обеспечение жильем по избранному месту жительства, в удовлетворении исковых требований ему следует отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Согласно абзацу 1 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 « О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» ( в редакции Указов Президента РФ от 22 июля 2002 года № 770 и от 9 июля 2007 года № 861) приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших ( умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших

( умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих- граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Государственные жилищные сертификаты» на 2004-1010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Из пункта 19 Правил следует, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте « б» пункте 5 настоящих Правил вместо выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( получении жилых помещений) предоставляют справку о проживании на территории закрытого военного городка ( поселка).

Содержание приведенных положений закона указывает на то, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

В соответствии с пунктом 24 Правил,, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список таких граждан формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( получении жилых помещений)

В судебном заседании установлено.

Истец Лавренко С.В. является лицом, уволенным из Вооруженных Сил Российской Федерации в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга лет на дату увольнения составила 20 лет.

После увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации в 1999 году он с семьей проживает в закрытом военном городке п. Октябрьский, Калачевского района Волгоградской области, в неслужебном жилом помещении, предоставленном ему в период прохождения военной службы 8 августа 1995 года ( л.д. 46).

Узнав о том, что п. Октябрьский распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752 - р отнесен к закрытым военным городкам и, желая отселиться за его пределы, он 18 октября 2000 года подал заявление в гарнизонную жилищную комиссию с просьбой поставить его в очередь на отселение из закрытого военного городка п. Октябрьский в г. Волгоград. Данное заявление зарегистрировано в войсковой части 21411 18 октября 2000 года под № 1088.

Далее заявление с резолюцией начальника Мариновского гарнизона о включении Лавренко С.В. в список на отселение было передано на исполнение майору Иванову Ю.А. ( л.д.79).

Как установлено в судебном заседании, истцом предпринимались меры к реализации права на отселение из закрытого военного городка в г. Волгоград.

Так, истец и свидетель Лавренко И.В. пояснили в судебном заседании, что после подачи заявления об отселении, они регулярно подтверждали свое желание отселиться из закрытого военного городка, предоставляя дополнительные документы в гарнизонную жилищную комиссию, при этом, решений об отказе в принятии заявления, об отказе во включении в очередь, списки, либо исключении из очереди ( списка) жилищной комиссией гарнизона не выносилось.

Кроме того, в июне 2006 года истец обращался с заявлением на имя начальника Второй Волгоградской КЭЧ района по вопросу внесения его в базу данных системы « Учет», на которое дано разъяснение о возможности реализации права на жилье, как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, посредством получения государственного жилищного сертификата ( л.д.80).

В октябре 2006 года начальник Второй Волгоградской КЭЧ района на заявление Лавренко С.В. от 19 октября 2006 года со ссылкой на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы, разъяснил порядок участия в подпрограмме ( л.д. 81-82).

2 апреля 2010 года истец обращался с заявлением к начальнику Мариновского гарнизона по вопросу рассмотрения его кандидатуры на заседании жилищной комиссии на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка наряду с кандидатами- военнослужащими, подлежащими увольнению с военной службы и кандидатами, уволенными с военной службы, находящимися в запасе и проживающими в закрытом военном городке ( л.д. 83).

21 апреля 2010 года истец обращался в гарнизонную жилищную комиссию с заявлением о включении его в автоматизированную базу данных системы « Учет», в чем ему было отказано ( л.д.84-85).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Лавренко С.В. в период с 2000 года по 1 января 2005 года не был включен органами местного самоуправления избранного им места жительства в городе Волгограде в списки граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений и, как гражданин, подлежащий отселению из закрытого военного городка, до настоящего времени не воспользовался правом на участие в подпрограмме

« Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы.

Вместе с тем, из заявления Лавренко С.В. от 18 октября 2000 г. видно, что он в октябре 2000 года изъявил желание отселиться из закрытого военного городка, заявление было зарегистрировано в установленном порядке жилищной комиссией Мариновского гарнизона, а он был включен в список лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка, однако в последствии данных о нем в указанном списке не оказалось, что, по мнению суда, свидетельствует о нарушении со стороны органов военного управления, отвечающих за постановку и учет граждан подобной категории, жилищных прав истца.

Суд, исследовав вышеизложенные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что право истца Лавренко С.В. на учет его с 18 октября 2000 года в списках на отселение из закрытого военного городка нарушено, в связи с чем, исковые требования о восстановлении его в очереди на отселение из закрытого военного городка п. Октябрьский с 18 октября 2000 года суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика начальника Мариновского гарнизона о том, что истец по своей вине оказался необеспеченным жильем по избранному месту жительства, суд находит несостоятельными, поскольку ответчиком в судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих об отказе Лавренко С.В. в принятии заявления об отселении из закрытого военного городка от 18 октября 2000 года, последующие решения жилищной комиссии Мариновского гарнизона с выводами комиссии относительно заявления Лавренко С.В. об отселении из закрытого военного городка, которые истец, в случае несогласия с ними, вправе был обжаловать в установленном законом порядке.

В связи с реорганизацией структур Министерства Обороны Российской Федерации, полномочия по вопросам учета и жилищного обеспечения перешли к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ( л.д. 36, 39).

Согласно пункта 8 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации на Департамент возлагается ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( л.д. 37-38)

С учетом изложенного, обязанность по восстановлению нарушенного права истца Лавренко С.В. на очередность в учете граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 18 октября 2000 года суд возлагает на ответчика Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ответчика начальника Мариновского гарнизона от обязательств по иску Лавренко С.В. следует освободить.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации в пользу истца Лавренко С.В. надлежит взыскать судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Лавренко С.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России, начальнику Мариновского гарнизона о понуждении восстановления нарушенного права на отселение из закрытого военного городка, включении в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка, с даты подачи заявления удовлетворить частично.

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России включить Лавренко С.В. и членов его семьи в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка п. Октябрьский, Калачевского района Волгоградской области, согласно даты подачи им заявления в гарнизонную жилищную комиссию Мариновского гарнизона с 18 октября 2000 года.

В иске Лавренко С.В. к начальнику Мариновского гарнизона о понуждении восстановления нарушенного права на отселение из закрытого военного городка, включении в общий список очередников на получение жилого помещения за пределами закрытого военного городка, с даты подачи заявления - отказать.

Взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России в пользу Лавренко С.В. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Калачевский районный суд.

Председательствующий

Федеральный судья