Решение по иску пр-ра к Лог.адм.(пандусы)



Дело № 2-1516/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Калач-на-Дону         «01» ноября 2011 года

Федеральный судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Князева Ю.А.,

с участием помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Кравченко С.А.,

представителя ответчика - заместителя главы администрации Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области Куликовой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

при секретаре судебного заседания Лопатиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в Калачёвский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении обеспечения требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: оборудовать в соответствие с требованиями нормативов пандус, поручни, увеличить площадку перед входной дверью, уменьшить высоту порогов до 40 мм., расширить дверные проёмы до 900 мм. в здании <адрес>, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, установив срок исполнения указанных требований в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и возложении судебных расходов по настоящему делу на ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района Волгоградской области Кравченко С.А. поддержала заявленные требования и в их обосновании пояснила суду следующее: прокуратурой Калачёвского района при осуществлении надзора за исполнение Федерального законодательства РФ проведена проверка исполнения требований Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст.15 указанного Закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статьёй 4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Согласно ст.5 указанного Закона, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения» устанавливают: п.3.13 - в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединённого с этим зданием; п.3.14 - наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р-51261; п.3.23 - ширина дверных и открытых проёмов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9м. При глубине откоса открытого проёма более 1,0м. ширину проёма следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2м. Дверные проёмы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м.; п.3.27 - ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, как правило, не менее 1,35м. При расчётной ширине марша лестницы 2,5м. и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни. Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъёма ступеней. Допускается изменять рисунок проступей нижних ступеней первого марша открытых лестниц; п.3.32 - вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м., а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3м.; п.3.9 - для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4м., высоту подъёмов ступеней - не более 0,12м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъёма ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %. Согласно проведённого прокуратурой Калачёвского района обследования совместно с привлечением главного специалиста комитета архитектуры, строительства и ЖКХ администрации Калачёвского муниципального района, специалистов ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачёвскому району» установлено, что при входе в здание <адрес>, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, отсутствуют пандус, поручень, площадка перед входной дверью не соответствует СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», высота порогов превышает 40 мм., ширина дверных проёмов меньше 900мм. Таким образом, указанный объект не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения. Субъектом права собственности административного здания по адресу: Волгоградская область, <адрес>, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, является Логовское сельское поселение Калачёвского муниципального района Волгоградской области. В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределённого круга лиц, выразившиеся в необеспеченности условий для беспрепятственного доступа неопределённого круга лиц инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, нарушаются права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст.17 Конституции РФ. В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.

Ответчик - заместитель главы администрации Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области Куликова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседание заявленные исковые требования признала полностью, пояснив суду, что администрация Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области действительно владеет на праве собственности вышеуказанным недвижимым имуществом, расположенным по адресу: Волгоградская область, <адрес>.

В случае удовлетворения исковых требований ходатайствовала об установлении срока исполнения указанных требований в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в связи с тем, что на устранение данных нарушений необходимо выделение бюджетных денежных средств на 2012г.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред.от 09.12.2010г.), Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение переходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.

Согласно ст.5 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.

На основании ст.8 Закона, финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения» устанавливают: п.3.13 - в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединённого с этим зданием; п.3.14 - наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р-51261; п.3.23 - ширина дверных и открытых проёмов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9м. При глубине откоса открытого проёма более 1,0м. ширину проёма следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2м. Дверные проёмы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м.; п.3.27 - ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, как правило, не менее 1,35м. При расчётной ширине марша лестницы 2,5м. и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни. Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъёма ступеней. Допускается изменять рисунок проступей нижних ступеней первого марша открытых лестниц; п.3.32 - вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9м., у лестниц - на высоте 0,9м., а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3м.; п.3.9 - для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4м., высоту подъёмов ступеней - не более 0,12м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъёма ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002г. № 757-ОД, предусмотрено оснащение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе пандусами и поручнями при входах в здании, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров, однако при входе в здание <адрес>, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, отсутствуют пандус, поручень, площадка перед входной дверью не соответствует СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», высота порогов превышает 40 мм., ширина дверных проёмов меньше 900мм.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами по делу: актом о результатах проведённой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10); копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11); заключением комитета архитектуры, строительства и ЖКХ администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14) и другими материалами дела.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что бездействие администрации Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в непринятии мер к исполнению требований приведения в соответствие с нормативами ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» при входе в здание <адрес> являются не законными, необходимо обязать ответчика в соответствие с требованиями нормативов оборудовать пандус, поручни, увеличить площадку перед входной дверью, уменьшить высоту порогов до 40мм., расширить дверные проёмы до 900мм. при входе в здание Социально-досугового центра Логовский, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, а поэтому приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что на устранение данных нарушений необходимо выделение бюджетных денежных средств на 2012г., в связи с чем суд полагает возможным установить срок исполнения указанных требований в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области является стороной по делу, относится к органу местного самоуправления, в связи с чем в соответствии с п.19. ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины в силу закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить.

Обязать администрацию Логовского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области обеспечить требованиям ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вход в здание <адрес>, а именно: оборудовать в соответствии с требованиями нормативов пандус, поручни, увеличить площадку перед входной дверью, уменьшить высоту порогов до 40мм., расширить дверные проёмы до 900мм. при входе в здание <адрес>, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>.

Установить срок исполнения указанных требований в течение 6 (Шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, через Калачёвский районный суд Волгоградской области.

Федеральный судья: