Гр.дело № 2-1146/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Калачёвский районный суд, Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., при секретаре Савенковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач -на- Дону 08 сентября 2011 года дело по иску Фоминой Т.В. , действующей в интересах Фаменкова В.В. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области», Управлению социальной защиты администрации Волгоградской области о понуждении установления второй группы инвалидности, с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», бессрочно, Установил: Истец Фомина Т.В., действующая в интересах Фаменкова В.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области», Управлению социальной защиты администрации Волгоградской области об установлении юридического факта признания действия справки ВТЭК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ему в Республике Узбекистан. В обоснование заявленных требований указал следующее. Решением Калачёвского районного суда от 04 мая 2008 года ему с 01 апреля 2005 года назначена досрочная трудовая пенсия с учётом справки ВТЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной в Республике Узбекистан, где ранее он проживал. Однако ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области производится ему по 3 группе инвалидности, установленной филиалом № 7 ФГУ «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ, с чем он не согласен, так как это противоречит не только действующему законодательству, но и здравому смыслу. В судебном заседании истец Фомина Т.В., действующая в интересах Фаменкова В.В., уточнила исковые требования, просила суд обязать ФГУ «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» установить Фаменкову В.В. вторую группу инвалидности с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», бессрочно, суду пояснила следующее. Фаменков В.В. в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, после чего состояние его здоровья ухудшилось. Он вынужден был с учётом природно-климатических условий сменить место жительства и переехать в Республику Узбекистан. Полученное им в Чернобыле заболевание решением Республиканского межведомственного экспертного совета № от ДД.ММ.ГГГГ признано связанным с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС и ему была установлена 2 группа инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ году он переехал на постоянное место жительства в г. Калач -на- Дону, Волгоградской области и только в ДД.ММ.ГГГГ оформил гражданство РФ. С этого времени он занимался вопросами выплаты пенсии и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, неоднократно обращался с исками в суд по поводу указанных выплат, вынужден был по настоянию Калачёвского отдела Управления пенсионного фонда пройти переосвидетельствование, в результате чего ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» установили ему в соответствии с действующим на тот период законодательством об установлении инвалидности, 3 группу инвалидности. При очередном освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ ему вновь была установлена 3 группа инвалидности «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» и 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. По решению Калачёвского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Фаменкову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена и выплачивается досрочная трудовая пенсия с учетом справки ВТЭК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной в Республике Узбекистан как инвалиду 2 группы. Однако ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области производится Фаменкову В.В. как инвалиду 3 группы, установленной филиалом № ФГУ «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ. С 1991 года состояние здоровья Фаменкова В.В. только ухудшается, соответственно, он не может быть одновременно инвалидом 2 и 3 группы, на что неоднократно Фаменков В.В. обращал внимание специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, однако его обращения оставались без внимания, при этом специалисты ссылались на требования законодательства, действующего на момент освидетельствования, а не на законодательство, которое действовало в 1992 году в СССР, когда Фаменкову В.В. была уже установлена 2 группа инвалидности. Предъявление Фаменковым В.В. в суд данного иска продиктовано только необходимостью устранить противоречие в выводах экспертов относительно установленной в разное время и разных государствах инвалидности; на взыскании денежных средств в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС с Управления социальной защиты населения, Администрации Волгоградской области за прошлое время он не настаивает. Представитель ответчика Федерального государственному учреждению «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащий образом, возражений по существу заявленных требований не представил (л.д.32). Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с учётом ранее поданных возражений (л.д. 33, 21). Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статьи 49 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участники ликвидации её последствий, переселившиеся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, пользуются всеми компенсациями и льготами, предусмотренными настоящим Законом, независимо от того, являются ли они её гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В судебном заседании установлено. Фаменков В.В. в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В период проживания в Республике Узбекистан, решением Республиканского межведомственного экспертного совета № от ДД.ММ.ГГГГ полученное им заболевание было признано связанным с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС и установлена 2 группа инвалидности, что подтверждается справкой ВТЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). С 2003 года Фаменков В.В. постоянно проживает в г. Калач -на- Дону, Волгоградской области и только в сентябре 2005 года оформил гражданство РФ. По решению Калачёвского районного суда от 04 мая 2008 года Фаменкову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ ГУ- Управлением Пенсионного фонда по Калачёвскому району назначена и выплачивается досрочная трудовая пенсия с учетом справки ВТЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной в Республике Узбекистан как инвалиду 2 группы (л д. 7-10). Однако возмещение вреда и меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Фаменкову В.В. возмещается на основании российских документов, согласно которых ему филиалом № ФГУ «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» определена 3 группа инвалидности с причиной инвалидности «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы связано с аварией на ЧАЭС» (л.д. 21-25). Таким образом, Фаменкову В.В. по одним и тем же заболеваниям, полученным в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлены две группы инвалидности - вторая в Республике Узбекистан, на основании которой ему выплачивается пенсия и третья в Российской Федерации, по которой производятся выплаты по возмещению вреда и оказываются меры социальной поддержки, что, мо мнению суда, противоречит действующему законодательству о порядке и условиях признания лица инвалидом. Согласно Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 N 95 (в ред. от 30 декабря 2009) "О порядке и условиях признания лица инвалидом". В пункте 25, 27, 28, 29 Постановления указано, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно п. 31 Постановления, в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121). Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. Как пояснила в судебном заседании представитель Фаменкова В.В. -Фомина Т.В., её супруг и она неоднократно обращались в ФГУ «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» по вопросу оформления второй группы инвалидности, что было обусловлено не только наличием двух взаимоисключающих выводов экспертов, влекущих определенные правовые последствия для них, но и в связи с тем, что состояние здоровья Фаменкова В.В. значительно ухудшилось. Однако их просьбы остались без внимания, что служило основанием для обращения с жалобами в различные инстанции и с исками в суд. Таким образом, суд, учитывая конкретные обстоятельства данного дела, с учётом имеющихся доказательств, находит исковые требования Фоминой Т.В., действующей в интересах Фаменкова В.В. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» об обжаловании действий, связанных с отказом в установлении 2 группы инвалидности, по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, бессрочно обоснованным и подлежащим удовлетворению. В требовании истца к Управлению социальной защиты администрации Волгоградской области следует отказать. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Фоминой Т.В. , действующей в интересах Фаменкова В.В. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области», Управлению социальной защиты администрации Волгоградской области о понуждении установления второй группы инвалидности, с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», бессрочно -удовлетворить частично. Обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медицинской экспертизы по Волгоградской области» установить Фаменкову В.В. 2 группу инвалидности с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», бессрочно. В иске Фоминой Т.В., действующей в интересах Фаменкова В.В. к Управлению социальной защиты администрации Волгоградской области о понуждении установления второй группы инвалидности, с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», бессрочно - отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Калачевский районный суд. Председательствующий Федеральный судья: