дело о понуждении к выдаче жилищного сертииката на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства



Гр. дело № 2-1497/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калач-на-Дону                                                              21 ноября 2011 года

Судья Калачевского районного суда Волгоградской области Руппель Е.Н.

при секретаре Подойнициной С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в дело по иску Д. к Министерству обороны Российской Федерации, Второй Волгоградской КЭЧ района, войсковой части о понуждении к выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства,

                                              У С Т А Н О В И Л

                          

Д. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Второй Волгоградской КЭЧ района, войсковой части о понуждении к выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства.

В обосновании заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе на постоянное место жительства в <адрес>, на основании списка военнослужащих. Его календарная выслуга лет составляет 29 лет. Согласно списку военнослужащих <данные изъяты> на получение жилой площади в <адрес>, он должен был получить квартиру, однако его уволили, а жилую площадь для постоянного проживания в избранном месте не обеспечили. В июле 1995 года ему и его семье было предложено временное жилье в <адрес> с последующем отселением на постоянное место жительства в <адрес>. На основании решения командующего войсками СКВО от ДД.ММ.ГГГГ, он получил трехкомнатную квартиру на четверых человек по ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ в закрытом военном городке <адрес>. С 1996 года он работал в войсковой части в должности «техник» <адрес>, постоянным жильем от Министерства обороны РФ обеспечен не был.

В 1998 году Д. подал заявление на войсковую часть <адрес>. В этой очереди он числился до 2001 года. По предложению Второй Волгоградской КЭЧ района он написал заявление на войсковую часть , так как войсковая часть была расформирована. В 2005 году переписал заявление на войсковую часть . Вследствие чего он оказался тринадцатым на получение жилья. В 2005 году он обращался к Президенту Российской Федерации по вопросу получения государственного жилищного сертификата, с избранным местом жительства <адрес>. Получил ответ от Врио командира войсковой части о том, что список получателей государственного жилищного сертификата, с избранным местом жительства <адрес>, на старшего прапорщика в отставке Д. представлен ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть (<адрес>). При финансировании программы по отселению из ЗВГ ГЖС будет выписан в установленном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ за на его обращение к Президенту Российской Федерации он получил ответ из Министерства Обороны Российской Федерации, что средства, выделенные в 2006 году для реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в Военно-воздушных силах израсходованы в полном объеме. Его вопрос по оформлению ГЖС в 2007 году будет рассмотрен жилищной комиссией воинской части, за которой закреплен жилищный фонд в закрытом военном городке.

В ответе на его обращение к Президенту Российской Федерации от февраля 2007 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами указал, что Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов ( утв.постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), установлено право предоставления сертификатов в первую очередь гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не относятся к числу граждан - участников подпрограммы, которым сертификаты предоставляются в первую очередь. Рекомендовано обратиться в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд в закрытом военном городке, с заявлением о выделении сертификата в планируемом году.

В ответе на его обращение к Президенту Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть ему сообщила, что квартир по отселению из закрытых военных городков не выделяют. Единственная возможность отселиться из закрытого военного городка - это участие в подпрограмме Государственные жилищные сертификаты. Д. включен в список получателей государственного жилищного сертификата по войсковой части ДД.ММ.ГГГГ год по категории «Граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» по<адрес> составом семьи 4 человека, избранное место жительства - <адрес>.

Также по данному вопросу он обращался в августе 2009 года в Военную прокуратуру Северо-Кавказского военного округа. Было установлено, что он признан в 2001 году нуждающимся в получении ГЖС по войсковой части , хотя с заявлением обращался в 1998 году. В ходе проверки необоснованное решение жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ о включении его в число кандидатов на получении ГЖС по войсковой части с апреля 2005 года, по протесту военного прокурора Волгоградского гарнизона отменено, об устранении нарушений закона правомочному командованию внесено представление, в котором потребовано согласовать документы с датой первоначальной постановки в очередь на получении сертификата по войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ

        В феврале 2010 года он вновь обратился в Военную прокуратуру Волгоградского гарнизона по вопросу обеспечения его и его семьи жильем. При проведении проверки было установлено, что он стоит в списках

граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году по войсковой части под № «1». В 2009 году данные списки согласованы со Второй Волгоградской КЭЧ района и установленным порядком направлены вышестоящему командованию для принятия решения о предоставлении государственных жилищных сертификатов в 2010 году. По информации ФГУ «Вторая Волгоградская КЭЧ района» МО РФ государственный жилищный сертификат на его имя в КЭЧ района не поступал.

В апреле 2011 года он получил ответ за от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства обороны РФ на его обращение по вопросу обеспечения его и его семьи жилым помещением для постоянного проживания. В нем указано, что согласно сведениям, внесенным в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в списке нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) Министерства обороны Российской Федерации он не состоит, но может быть обеспечен жильем только путем получения государственного жилищного сертификата, как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка, в соответствии с п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 -2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году по войсковой части он стоит по<адрес>. На основании справки от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении организационно-штатных мероприятий» войсковая часть с дислокацией <адрес> является правопреемником войсковой части , ликвидированной в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Таким образом, истец просит обязать Министерство обороны РФ, Вторую Волгоградскую КЭЧ района, войсковую часть -Е обеспечить выдачу Государственного жилищного сертификата на имя Д. в течение двух месяцев со дня вынесения решения, а также взыскать с ответчиков расходы на участие представителя в суде в размере <данные изъяты>

В качестве соответчика по делу привлечены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление» Министерства обороны РФ.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, указав, что государство брало на себя обязательство обеспечить его и его семью жильём для постоянного проживания, но до настоящего времени не выполнило его, чем нарушила его жилищные права. С 1998 года он состоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий, различные инстанции, куда он обращался на протяжении 15 лет, не оспаривают его право на получение жилищного сертификата, однако до настоящего времени его право не реализовано, более того, его очередь с отодвинута к . При увольнении он изъявил своё желание на проживание в <адрес>, на что имеет законное право, его проживание в военном городке <адрес>, как ему обещали будет временным, однако реализация его права слишком затянулась, в связи с чем он вынужден обратиться в суд.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в/части в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель в/ч в своем возражении указал, что в/часть не уполномочена законом выдавать Государственные жилищные сертификаты, все вопросы, связанные с обеспечением жильем и ГЖС военнослужащих и бывших военнослужащих, переданы в ведение структурного подразделения уполномоченного Министерством обороны РФ, которым является ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

От других ответчиков возражений не поступило.

Третьи лица Д., Д., д. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, и удовлетворить требования истца.

Выслушав истца, представителя истца Ш., исследовав представленные доказательства, суд находит требования Д. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ « О статусе военнослужащих»( в редакции от 26 апреля 2005 г.) военнослужащие-граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилым помещением по установленным нормам.

В силу ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вышеуказанною норму закона внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.

В новой редакции названного Федерального закона определено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов ( п. 14 ст. 15).

Согласно п.2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 -ФЗ « О статусе военнослужащих» ( в редакции от 22 августа 2004 года) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» ( с изменениями от 12.07.2011 г. г.), формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно постановлению Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы» осуществляется в порядке установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Согласно п.п. «а, б» п.5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

      В силу п. 19 упомянутых Правил указано, что для участия в программе, граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме согласно приложения № 1 с документами.

В судебном заседании установлено следующее.

В мае 1994 года Д., с 1964 года прослужившего в рядах Вооруженных Сил РФ, был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас по возрасту, и состоял в списке на получение жилья в <адрес>. Является военным пенсионером ( л.д. 16-19,21).

Согласно Плана распределения квартир от ДД.ММ.ГГГГ, контрольного талона к ордеру (л.д.20,21) Д. как военнослужащему отселенному из <адрес> выделено жилое помещение <адрес> на состав семьи из 4 человек.

В ходе проведенной проверки военным прокурором Волгоградского военного гарнизона было установлено, что дата первоначального обращения Д. о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в состав подпрограммы Государственные жилищные сертификаты - ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.36-37).

Согласно ответа Военной прокуратуры Волгоградского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.35), в ходе проведенных надзорных мероприятий было установлено, что Д. состоит в Списках граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году по в/ч

С 2005 года на неоднократные обращения в адрес Администрации Президента РФ, Д. из Министерства обороны, сообщалось, что он состоит в Списке на получение жилищного сертификата, имеет право на получениежилищного сертификата, список на получение ГЖС на старшего прапорщика в отставке Д. представлен ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть <адрес>.

Из многочисленных ответов ( л.д.30 -38) следует, что Д. в 2007 году состоял в очереди по<адрес>, в 2010 году по<адрес> на получение ГЖС с составом семьи 4 человека, избранное место жительство <адрес>

Однако до настоящего времени Д. не обеспечен Государственным жилищным сертификатом.

Более того, согласно Списка граждан- получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году по войсковой части -А, Д. числится по<адрес>. ( л.д.40-41).

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что гарантированные Конституцией жилищные права истца были существенно нарушены, с 1995 года при увольнении в запас по возрасту, имея срок службы 28 лет, он не был обеспечен жильем; с 2001 года состоит в очереди на получение Государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени сертификат ему не выдан, более того в связи с организационно - штатными мероприятиями войсковых частей, в которых он состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть обстоятельств, которые ни коим образом не должны были влиять на реализацию законных прав истца, он из очередности по<адрес>, оказался в очередности по<адрес>.

На основании изложенного суд считает, что нарушенное право истца подлежит восстановлению, а поэтому приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Д. в полном объеме.

Порядок оформления и выдачи сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации установлен приказом Министерства обороны РФ от 10 июня 2006 года № 215 ( с последними изменениями от 18.09.2010 г.), согласно которого Департамент жилищного обеспечения ( ДЖО МО) Министерства обороны Российской Федерации обеспечивает и организует получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет.

Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней, с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ, направляется в ЖДО МО.

ЖДО МО в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передач оформленных сертификатов в КЭЧ районов (ОМИС).

При получении оформленных сертификатов начальник КЭЧ района ( ОМИС) организует их учет в книге учета полученных и выданных сертификатов и уведомление в течение двух рабочих дней заинтересованных воинских частей.

Командир воинской части при поступлении уведомления КЭЧ района ( ОМИС) о получении оформленных сертификатов немедленно оповещает граждан-участников подпрограммы, получающих сертификаты, о месте и времени выдачи сертификатов и направляет их учетные дела в КЭЧ района ( ОМИС).

Доводы представителя в/ч , которая является правопреемником в/ч ( согласно справке л.д.39), о том, что войсковая часть не может быть ответчиком по делу поскольку не выдает ГЖС, суд считает несостоятельными, поскольку согласно вышеуказанного порядка оформления и выдачи сертификатов в Министерстве обороны, командиры войсковой части также участвуют в обеспечении выдачи ГЖС.

Требования истца о взыскании судебных расходов в соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежат удовлетворению, поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

Расходы за участие представителя в суде подтверждаются квитанцией об оплате услуг адвоката, ордером адвоката участвующего в деле ( л.д.14,15).

В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Определяя размер суммы, подлежащей удовлетворению, с точки зрения разумности пределов, суд соотносит его с объемом защищаемого права, определяя разумный предел в размере <данные изъяты>

Судебные расходы следует взыскать с ответчиков в солидарном порядке.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                      РЕШИЛ:

Иск Д. о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, войсковую часть обеспечить выдачу Государственного жилищного сертификата на имя Д. в течении 2-х месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.

Взыскать с Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, войсковой <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: