Приговор в отношении Адамсон Р.А. по ст. 111 ч. 4 УК РФ



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Калачинск

27 октября 2010 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Полозова С.М.,

с участием государственного обвинителя заместителя Калачинского межрайонного прокурора Куминова В.В.,

потерпевшего А.,

подсудимого Адамсон Р.А.,

педагога Р.,

защитника Иванова В.С.,

при секретаре Гладышевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Адамсон Р.А., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый Адамсон Р.А. совершил преступление при следующих обстоятельствах: 16.08.2010 года около 22 часов, Адамсон Р.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в <адрес>, на почве личных неприязненных отношений с В., умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес последней не менее трех ударов кулаком правой руки в область груди слева, причинив телесные повреждения в виде закрытой торако-абдоминальной травмы: неполного поперечного перелома седьмого ребра слева по средне-ключичной линии, разрыва селезенки. Повреждения в виде закрытой торако-абдоминальной травмы с острой массивной кровопотерей, развившейся в результате разрыва селезенки являются опасным для жизни в момент причинения и повлекли за собой тяжкий вред здоровью и в дальнейшем смерть потерпевшей В. на месте происшествия.

Допрошенный в суде подсудимый Адамсон Р.А. виновным себя признал полностью, суду пояснил, что 16.08.2010 года около 21 часа 30 минут вместе с дочерью его сожительницы К. вернулся домой от родственников из <адрес>. Его сожительница В. спала на диване в состоянии алкогольного опьянения. Поскольку она была сильно пьяна, не управилась по хозяйству, не полила огород, между ними возникла ссора. В ходе ссоры он три раза ударил кулаком правой руки в левую часть груди В., которая лежала на диване, на спине. Затем выпил два стакана вина, управился по хозяйству, лег рядом с В. на диван и уснул. Проснувшись около 23 часов 30 минут, обнаружил, что В. не дышит. Позвонил В., которая побежала к соседке и вызвала «Скорую помощь». Приехавший врач констатировал смерть В.. Вину признает полностью в том, что наносил удары сожительнице, но считает, что от его ударов смерть В. не могла наступить. Родственникам погибшей выплатил 25000 рублей на проведение похорон, в доме оставил свою мебель. Согласен оказывать помощь и в настоящее время, в соде¬янном раскаивается, просит не лишать его свободы.

Кроме пояснений самого подсудимого Адамсон Р.А. его вина в инкриминируемом ему деянии подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей и другими материалами уголовного дела исследованными в судебном заседании.

Потерпевший А. суду пояснил, что погибшая В. его мать. На протяжении трех лет она сожительствовала с Адамсон Р.. 16.08.2010 года около 21 часа он заезжал домой к матери, она была выпившая, выглядела здоровой, на какие-либо боли или плохое самочувствие не жаловалась. Около 24-х часов ему позвонили друзья и сказали, что его мать умерла. Приехав домой, обнаружил, что мать лежит в зале, на диване, на спине без признаков жизни. В квартире находились его сестра В., Адамсон Р.А., соседка Д., которая вызвала «скорую помощь». Мать ему не жаловалась, что Адамсон Р.А. ее избивает, но в последнее время замечал на ее теле синяки и ссадины. Мать ему поясняла, что она то упала, то ударилась. По характеру мать была добрая, отзывчивая, общительная и спокойная. В конфликтные ситуации ни с кем не вступала. В связи со смертью матери он, его брат А. и сестра В. испытали тяжелые физические и психические страдания, потеряли дорогого человека, поэтому просит взыскать по 300 000 рублей каждому в счет компенсации морального вреда. На проведение похорон он получил от Адамсон Р. 25000 рублей, поэтому от взыскания материального вреда отказывается.

Свидетели А. в судебном заседании подтвердил показания потерпевшего А.

В. суду показала, вернувшись 16 августа 2010 года домой около 21 часа 30 минут, она обратила внимание, что мать находится в состоянии алкогольного опьянения. Мать лежала на диване и смотрела телевизор. Она поздоровалась с матерью, спросила, как у нее дела. Мать пояснила, что у нее все в порядке, на здоровье не жаловалась. Она переоделась и ушла гулять. В доме остались мать и Адамсон Р.А., посторонних не было. Около 23 часов 30 минут ей позвонил Адамсон Р. и сообщил, что ее мама умерла. Последнее время между Адамсон Р. и ее матерью были скандалы на почве употребления спиртных напитков.

Свидетель Г. суду пояснил, что погибшую В. знает с детства Может ее охарактеризовать с положительной стороны. В начале августа 2010 года он распивал спиртное совместно с Адамсон Р.А. и В.. Был свидетелем ссоры между Адамсон Р.А. и В., он в это время находился на крыльце дома, но слышал грохот и шлепки. Когда зашел в дом, то увидел, что В. лежала на полу в кухне и стонала, на лице у нее была кровь.

Свидетель Л. суду пояснила, что она сожительствует с братом погибшей В.. 14.08.2010 года была в гостях у В. и видела у нее синяк на подбородке справа и на правой руке. На ее вопрос, откуда синяки, В., ответила, что упала с крыльца, но она ей не поверила. 16.08.2010 года днем она навещала В.. Потерпевшая была одна, лежала на диване в зале и смотрела телевизор. В разговоре В. пояснила, что вечером из <адрес> должны приехать Адамсон Р.А. и дочь К..

Свидетель Д. суду пояснила, что 16.08.2010 года около 21 часа 30 минут видела как домой приехали Адамсон Р. и дочь В. – К.. Примерно через 15 минут К. пошла гулять. Около 23 часов 30 минут к ней прибежала испуганная и заплаканная В. и сказала, что ее мать, В. умерла. Она пришла в дом к В. и увидела, что последняя лежит на диване на спине, Адамсон Р.А. в состоянии алкогольного опьянения сидит рядом. На ее вопрос, что случилось, Адамсон Р. пояснил, что они легли спать, а когда проснулся обнаружил, что В. не дышит. Она вызывала «скорую помощь». Посторонних лиц в доме у В. не было, днем 16 августа также не видела, чтобы к В. кто-то приходил.

Свидетель К. показания которой оглашены в соответствии со ст.281 УПК РФ, на предварительном следствии показала, что 19.08.2010 года в приемном отделении МУЗ «<данные изъяты>» осматривала Адамсона Р.А., который при ней несколько раз ударился головой о стенку, пытался симулировать приступ эпилепсии. После осмотра пояснила, что Адамсон Р.А. здоров и госпитализации в стационар не будет. Адамсон Р.А. перестал имитировать приступ встал и в сопровождении милиционера ушел (л.д. 104-107)

Свидетель М. суду показал, что согласно заключения СМЭ, смерть В. наступила от острой массивной кровопотери, развившейся в результате разрыва селезенки при закрытой торако-абдоминальной травме. Селезенка это орган с рыхлой структурой и слабой капсулой, поэтому, даже при ударе со средней силой, происходит ее разрыв. Кровотечение самопроизвольно не останавливается. Вероятнее всего, возможно причинение указанных телесных повреждений при обстоятельствах, указанных подсудимым в судебном заседании, а также при проверке его показаний на месте. Разрыв селезенки является опасным в момент причинения. Нахождение потерпевшей в состоянии алкогольного опьянения, снизило болевой синдром и ускорило процесс кровотечения.

Кроме того, вина подсудимого в инкриминируемом ему деянии подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Рапортом об обнаружении признаков преступления (л.д. 4).

Протоколом осмотра места происшествия, из которого следует, что в <адрес>. № по <адрес> обнаружен труп В. с телесными повреждениями (л.д. 26-29).

Протоколом явки с повинной, из которого следует, что Адамсон Р.А. добровольно сообщил о том, что 16.08.2010 года в период с 22 часов до 23 часов 30 минут, находясь в доме В. по <адрес>, нанес ей 3 удара кулаком по различным частям тела (л.д. 33-34).

Заключением эксперта, из выводов которого следует, что на теле и конечностях Адамсон Р.А. имеются механические повреждения, в виде ссадины в лобной области слева (л.д. 85).

Заключением эксперта № от ........., согласно которого смерть В., наступила от острой массивной кровопотери, развившейся в результате разрыва селезенки при закрытой торако-абдоминальной травме. Комплекс повреждений в виде торако-абдоминальной травмы является опасным для жизни в момент причинения, в связи с чем, квалифицируются как причинивший тяжкий вред здоровью и находятся в прямой причинной связи с наступившей смертью. Данная травма образовалась в едином механизме в результате не менее чем однократного воздействия тупого твердого предмета с ограниченной контактирующей поверхностью или при падении и ударе о таковой, в том числе и с высоты собственного роста. Давность образования данного комплекса повреждений не более 6 часов до наступления смерти. (л.д. 156-157).

Протоколом проверки показаний на месте, согласно которого Адамсон Р.А. на месте в присутствии понятых добровольно рассказал и показал с помощью манекена, каким образом он нанес удары В. (л.д. 90-99).

Таким образом, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, в допустимости которых не возникло сомнений, суд находит вину подсудимого Адамсон Р.А. доказанной. Его действия квалифицированы правильно по ч. 4 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку указанные действия совершались Адамсон Р.А. на почве личных неприязненных отношений к В., преследовали цель причинения последней тяжкого вреда здоровью, с объективной стороны выразились в умышленном нанесении потерпевшей трех ударов кулаком в область грудной клетки слева, жизненно важной части тела человека, при обстоятельствах когда подсудимый осознавал общественно опасный характер своих действий, предвидел возможность и неизбежность наступления тяжких негативных последствий для В. и желал их наступления, на что, по мнению суда, указывают обстоятельства причинения вреда потерпевшей; количество нанесенных ударов, значительная сила с которой наносились удары, локализация повреждений.

Виновные действия Адамсон Р.А. повлекли для В. тяжкий вред здоровьюопасный для ее жизни в момент причинения, который в конечном итоге явился причиной смерти последней. Однако при этом, отношение подсудимого к наступлению смерти потерпевшей характеризовалось неосторожной формой вины при обстоятельствах, когда подсудимый не предвидел возможности наступления гибели В., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Как следует из показаний самого подсудимого Адамсон Р.А., его действия носили целенаправленный, последовательный осознанный характер, были конкретны и логичны. В момент нанесении ударов В., последняя не создавала реальной угрозы для жизни и здоровья подсудимого, поскольку находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения, каких-либо действий направленных на причинение телесных повреждений не предпринимала, не наносила каких-либо ответных ударов Адамсон Р.А.

При назначении наказания подсудимому Адамсон Р.А., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких, личность подсудимого, ранее не судимого, характеризующегося по месту жительства в целом удовлетворительно, не состоящего на учете у врачей психиатра и нарколога. Обстоятельствами смягчающими наказание подсудимого Адамсон Р.А., в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд по делу не усматривает.

Принимая во внимание данные обстоятельства в их совокупности, личность подсудимого, тяжесть содеянного, мнение потерпевшего, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, а также на условия жизни его семьи, суд полагает необходимым назначить Адамсон Р.А. наказание, связанное с лишением его свободы реально, поскольку считает, что исправление подсудимого может быть достигнуто только в условиях изоляции его от общества в рамках строгого контроля за его поступками и поведением впредь.

Обсуждая вопрос о применении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 111 УК РФ суд решил ее не применять.

С учетом личности подсудимого Адамсон Р.А., совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения, наступивших последствий от преступления, суд считает необходимым назначить отбывание наказания ему в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ в колонии строгого режима.

В соответствии со ст.ст.151, 1079, 1099-1101 ГК РФ подсудимый обязан возмещать вред, причиненный гражданским истцам А., А., В. и П. в результате причинения смерти близкому родственнику. Определяя размер денежной компенсации, суд принимает во внимание глубину, степень физических и нравственных страданий потерпевших, характер вины подсудимого, а также исходя из принципов разумности и справедливости, а также наличия у погибшей В., других близких родственников, имеющих право предъявлять исковые требования о компенсации морального вреда, суд полагает необходимым удовлетворить требования А., А., В. и П. частично в сумме 80 000 рублей каждому, полагая требования в остальной части чрезмерно завышенными.

В соответствии со ст. 309 ч.1 п.3 УПК РФ с подсудимого Адамсон Р.А. подлежат взысканию процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в размере 2058 рублей за три дня участия в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Адамсон Р.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание по данной статье в виде лишения свободы сроком 9 лет без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Адамсон Р.А. подписку о невыезде изменить, взять его под стражу в зале суда. Срок наказания Адамсон Р.А. исчислять с 27 октября 2010 года.

Взыскать с Адамсон Р.А. в пользу А., А., В., П., компенсацию морального вреда в сумме 80000 рублей каждому.

Взыскать с подсудимого в пользу федерального бюджета, процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в размере 2058 рублей.

Несовершеннолетнюю В., <данные изъяты> года рождения, передать органам опеки и попечительства Калачинского муниципального района, для ее дальнейшего устройства.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Адамсон Р.А. содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также ходатайствовать при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанцией поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий