Приговор в отношении Кузнецова Е.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ



№ 1-44/2011

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Калачинск

11 апреля 2011 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Полозова С.М.,

при секретаре Гладышевой Т.Н.,

с участием государственного обвинителя Калачинского межрайонного прокурора Килькова А.В.,

потерпевшего Г.,

защитника-адвоката Федоровой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Кузнецова Е.В., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый Кузнецов Е.В. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшей З. при следующих обстоятельствах: 29.12.2010 года в период с 14 до 16 часов, Кузнецов Е.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме <адрес>, в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений с З., во время совместного распития спиртных напитков, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес З. множество (не менее десяти) ударов руками и ногами по конечностям, телу и множество (не менее двух) ударов кулаками по голове, причинив З. телесные повреждения в виде кровоподтеков на конечностях, за¬крытой черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под оболочки. Повреждения в виде за¬крытой черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под оболочки, явились опасными для жизни в момент причинения, повлекли за собой тяж¬кий вред здоровью и в дальнейшем смерть потерпевшей З. в <данные изъяты>. Повреждения в виде кровоподтеков на конечностях, не причинили легкого вреда здоровью.

Допрошенный в суде подсудимый Кузнецов Е.В. виновным себя признал частично и суду пояснил, что на протяжении 1,5 лет он сожительствовал с З.. Они проживали то у его матери, то у деда З.. Часто употребляли спиртные напитки, между ним возникали ссоры, в ходе которых он избивал З.. 29.12.2010 года с 15 до 16 часов, в квартире матери, он совместно с З. и К. распивали спиртное. В ходе распития спиртного, З. стала упрекать его в том, что он не помогает ей и ее деду Г. по хозяйству. Между ними возникла ссора, они выражались в адрес друг друга нецензурной бранью. З. встала и пошла к тумбочке за сигаретами. Разозлившись, он подошел к З. сзади и со всей силы ударил ее два раза кулаком по правой лопатке. З. споткнувшись, о полы одетой на ней дубленки, стала падать, при этом вскользь ударилась правой частью головы о тумбочку, а затем головой о деревянный пол. Он наклонился над ней и два раза кулаком правой руки ударил З. по правой стороне лица. От ударов из носа З. пошла кровь. Она спросила, за «за что ты меня бьешь?». Он поднял З. с пола и больше не бил, все вместе продолжили распивать спиртное. Около 22-х часов они легли спать. В течение дня 30 декабря 2010 года они втроем продолжали распивать спиртные напитки. Днем 31 декабря 2010 года он отвел З. к Г., а он с матерью уехал к С. встречать Новый год. 01.01.2011 года, заходил к Г., видел З., которая сидела в кресле в состоянии алкогольного опьянения. 03.01.2011 года узнал, что З. скончалась в больнице. Вину признает частично, так как считает, что от его ударов смерть З. наступить не могла. О том, что голова является жизненно важной частью тела человека понимал. В содеянном раскаивается. Просит строго его не наказывать, согласен выплатить компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.

Свои показания Кузнецов Е.В. полностью подтвердил в ходе проверки показаний на месте (л.д. 133-141).

Кроме пояснений самого подсудимого Кузнецова Е.В. его вина в инкриминируемом ему деянии подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей и другими материалами уголовного дела исследованными в судебном заседании.

Потерпевший Г. суду пояснил, что погибшая З. его внучка, которая проживала с Кузнецовым Е.В. на протяжении полутора лет. 31.12.2010 года около 16 часов он пришел домой, З. лежала на диване и хрипела. Через некоторое время он позвал ее пить чай, но З. смогла подняться с трудом. На щеке у нее он увидел кровоподтек. На его вопрос откуда синяк, З. ответила, что ее избил Кузнецов Е.. Затем З. упала со стула. В ночь с 31.12.2010 года на 01.01.2011 года внучка была без сознания, стонала, он пытался с ней разговаривать, но она ему не отвечала. Утром ей стало хуже и он вызвал скорую помощь. Приехавшие врачи сделали уколы, но З. не госпитализировали. 02.01.2011 года пришли его дочери С. и Б., переодели внучку. В этот момент он увидел, что на спине и руках З. множество кровоподтеков. Поскольку З. была без сознания вызвали скорую помощь и ее увезли в больницу, где она и скончалась. В связи со смертью З. он испытал тяжелые физические и психические страдания, потерял дорогого человека, поэтому просит взыскать 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

Свидетель К., показания которой оглашены в соответствии со ст.281 УПК РФ, на предварительном следствии об обстоятельствах причинения Кузнецовым Е.В. телесных повреждений З., дала показания аналогичные показаниям подсудимого Кузнецова Е.В.. (л.д. 68-71).

Свои показания свидетель К. полностью подтвердила в ходе очной ставки в подсудимым Кузнецовым Е.В., уличив его в совершении преступления (л.д. 178-181).

Свидетели Д. и Б. в суде пояснили, что 29.12.2010 года они находились дома у Д.. Около 15 часов 40 минут из соседней квартиры, где проживают Кузнецов Е.В. и З., стали доноситься крики, грохот, стуки, характерные для ударов по телу, при этом был слышан голос З. «За что ты меня бьешь?! Они поняли, что Кузнецов Е.В. вновь избивает З.. Минут через пять крики стихли. Об услышанном Д., рассказал своей жене. Также Д. дополнил, что всю ночь с 29.12.2010 года на 30.12.2010 года, а также в ночь на 31 декабря 2010 года из квартиры № были слышны стоны З.

Свидетель Д. дала аналогичные показания, кроме того дополнила, что 29 декабря 2010 года вечером к ней приходила К. и рассказала, что сын в этот день действительно избивал З..

Свидетели С. и Б. пояснили, что З. являлась им племянницей, которая проживала с Кузнецовым Е.В. Они употребляли спиртное, не работали, Кузнецов Е. неоднократно избивал З., но в милицию она не обращалась. О том, что Кузнецов Е. в очередной раз избил З. они узнали от соседей. 02.01.2011 года они пришли к Г. проведать З. она лежала без сознания, в грязной одежде. Они вызвали скорую помощь, когда переодевали З. на теле у нее видели множественные ссадины и кровоподтеки. З. увезли в больницу, где сделали операцию, но 04.01.2011 года она умерла.

Свидетель М., показания которой оглашены в соответствии со ст.281 УПК РФ, на предварительном следствии дала показания аналогичные показаниям свидетелей С. и Б. (л.д. 47-48)

Кроме того, вина подсудимого в инкриминируемом ему деянии подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Рапортом оперативного дежурного ГОВД, о том, что 02.01.2011 года в <данные изъяты> доставлена З. с диагнозом «кома» (л.д. 2).

Протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого осмотрена квартира № дома № по <адрес> (л.д. 8-9).

Заключением эксперта № от ...., согласно которому причиной смерти З. явилась закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под оболочки мозга. Вышеуказанное повреждение, закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под оболочки, опасное для жизни в момент причинения, в силу этого влечет за собой тяжкий вред здоровью, в данном случае смерть. Повреждения в виде кровоподтеков на конечностях не причиняют легкого вреда здоровью, могли возникнуть от ударов твердыми тупыми предметами, в том числе кулаками, ногами, не менее чем от 10 ударов воздействий, после получения повреждений З. могла совершать активные целенаправленные действия в течение нескольких суток до поступления в больницу (л.д. 23-25).

Свидетель М. в судебном заседании полностью подтвердил заключение эксперта, кроме того, дополнил, что причинение телесных повреждений, обнаруженных на теле З., в том числе и закрытой черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга и кровоизлияниями под оболочки мозга, возможно 29 декабря 2010 года при обстоятельствах указанных Кузнецовым Е.В. в судебном заседании, а также при проверке его показаний на месте. Нанесение ударов по голове влечет потерю сознания, затем наступает, так называемый «светлый промежуток», поэтому потерпевшая могла совершать какие-либо целенаправленные действия на протяжении от нескольких часов до нескольких суток. Причинение закрытой черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга и кровоизлияниями под оболочки мозга, возможно и при ударе с незначительной силой. Однако в момент причинения таких повреждений, они являются опасными для жизни человека, независимо от оказания какой-либо помощи.

Протоколом осмотра трупа З., согласно которого, на теле З. обнаружены множественные телесные повреждения. (л.д. 30-41).

Заключением судебно-психиатрической комиссии экспертов №/А от ...., согласно которому Кузнецов Е.В. хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, лишавшим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими не страдал и не страдает таковым в настоящее время (л.д. 172-174).

Таким образом, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, в допустимости которых не возникло сомнений, суд находит вину подсудимого Кузнецова Е.В. доказанной. Его действия квалифицированы правильно по ч. 4 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку указанные действия совершались Кузнецовым Е.В. на почве личных неприязненных отношений к З., преследовали цель причинения последней тяжкого вреда здоровью, с объективной стороны выразились в умышленном нанесении потерпевшей не менее 10 ударов руками и ногами по конечностям, телу и множество (не менее двух) ударов кулаками в область головы - жизненноважной части тела человека, при обстоятельствах когда подсудимый осознавал общественно опасный характер своих действий, предвидел возможность и неизбежность наступления тяжких негативных последствий для З. и желал их наступления, на что, по мнению суда, указывают обстоятельства причинения вреда потерпевшему, количество нанесенных ударов, сила, с которой наносились удары, локализация повреждений.

Виновные действия Кузнецова Е.В. повлекли для З. тяжкий вред здоровью опасный для его жизни в момент причинения, который в конечном итоге явился причиной смерти последней. Однако, при этом, отношение подсудимого к наступлению смерти потерпевшей характеризовалось неосторожной формой вины при обстоятельствах, когда подсудимый не предвидел возможности наступления гибели З., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Как следует из показаний самого подсудимого Кузнецова Е.В., его действия носили целенаправленный, последовательный осознанный характер, были конкретны и логичны. В момент нанесении ударов З., последняя не создавала реальной угрозы для жизни и здоровья подсудимого, поскольку находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, каких-либо действий направленных на причинение телесных повреждений не предпринимала, не наносила каких-либо ответных ударов Кузнецову Е.В., после падения и удара о тумбочку головой, лежала на полу. При таких обстоятельствах, не может идти речи об условиях необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), когда присутствует общественно опасное посягательство со стороны нападающего и защита законных прав, интересов и личности обороняющегося.

Доводы подсудимого о том, что он не хотел причинять тяжкий вред здоровью и смерть З., являются не убедительными, поскольку опровергаются непосредственными действиями подсудимого в момент совершения преступления, в частности нанесении множества ударов по жизненно важным органам. При этом, он, при достаточной осмотрительности должен был и мог предвидеть возможность причинения потерпевшему любого вреда здоровью.

Доводы Кузнецова Е.В. и его защитника, в той их части, что подсудимый нанес лишь 2 удара кулаком в область спины и два удара кулаком в область правой стороны лица потерпевшей, а не такое большое количество, как указано в обвинительном заключении, что потерпевшая могла получить повреждения, от которых наступила ее смерть, при падении и ударе головой о тумбочку, суд находит не убедительными, поскольку подсудимый наносил удары со значительной силой, о чем свидетельствует падение З. при их получении. Несмотря на падения З. и ударе о какие-либо предметы, Кузнецов Е.В. продолжал причинять ей повреждения, что усугубляло повреждения, причиненные как при ударах, так и полученные при падении, что также подтверждает его умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, в связи с чем утверждения подсудимого о его нежелании причинить тяжкий вред здоровью Кузнецову и невозможности причинения такого вреда нанесенными им ударов, являются не состоятельными, поскольку опровергаются непосредственными действиями подсудимого в момент совершения преступления, в частности нанесении множества ударов по жизненно важному органу - голове.

Указанные доводы подсудимого и защитника объективно опровергаются: частично признательными показаниями самого Кузнецова Е.В., данными в судебном заседании, указавшего, что он нанес потерпевшей кулаком два удара в спину, два удара кулаком в область правой стороны лица, заключением судебно-медицинской экспертизы, описавшей как механизм образования, так и тяжесть полученных З., телесных повреждений, указавшей, что причиной смерти потерпевшей явилась закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под оболочки мозга. Вышеуказанное повреждение, закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под оболочки, опасное для жизни в момент причинения, в силу этого влечет за собой тяжкий вред здоровью, в данном случае смерть. Повреждения в виде кровоподтеков на конечностях не причиняют легкого вреда здоровью, могли возникнуть от ударов твердыми тупыми предметами, в том числе кулаками, ногами, не менее чем от 10 ударов воздействий, после получения повреждений З. могла совершать активные целенаправленные действия в течение нескольких суток до поступления в больницу. Показаниями потерпевшего Г., свидетелей Б., С., указавшими на большое количество телесных повреждений именно на лице и теле потерпевшей полностью согласующимися между собой и со сведениями полученными при осмотре трупа З. (л.д. 30-41).

При этом, в судебном заседании факт оговора подсудимого со стороны потерпевшего и свидетелей не установлен.

Как видно из заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов Кузнецов Е.В. хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, лишавшим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими не страдал и не страдает таковым в настоящее время. При таких обстоятельствах, у суда не возникло ни каких сомнений в его вменяемости.

При назначении наказания подсудимому Кузнецову Е.В., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких, личность подсудимого, характеризующегося по месту жительства отрицательно, не состоящего на учете у врача психиатра, состоящего на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>». Обстоятельствами смягчающими наказание подсудимого Кузнецова Е.В., в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд по делу не находит.

Принимая во внимание данные обстоятельства в их совокупности, личность подсудимого, тяжесть содеянного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, а также на условия жизни его семьи, суд полагает необходимым назначить Кузнецову Е.В. наказание по ч. 4 ст.111 УК РФ в редакции Федерального Закона №26-ФЗ от 07.03.2011 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», связанное с лишением его свободы реально, поскольку считает, что исправление подсудимого может быть достигнуто только в условиях изоляции его от общества в рамках строгого контроля за его поступками и поведением впредь.

Учитывая, что Кузнецов Е.В. характеризуется отрицательно, совершил особо тяжкое преступление, склонен к совершению преступлений, суд считает также необходимым назначить ему дополнительное наказание в виде ограничения свободы, предусмотренное санкцией ч. 4 ст.111 УК РФ.

В соответствии с п. «В» ч. 1 ст. 58 УК РФ, суд постановил определить Кузнецову Е.В. отбывание наказания в колонии строгого режима.

В соответствии со ст.ст. 151, 1079, 1099-1101 ГК РФ, подсудимый обязан возмещать вред, причиненный потерпевшему Г., в результате причинения смерти близкому родственнику. Определяя размер денежной компенсации, суд принимает во внимание глубину, степень физических и нравственных страданий потерпевшего, характер вины подсудимого, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым удовлетворить требования в сумме 150000 рублей, полагая требования в остальной части чрезмерно завышенными.

В соответствии со ст. 309 ч. 1 п. 3 УПК РФ с подсудимого Кузнецова Е.В. подлежат взысканию процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в размере 17494 рубля 17 копеек за участие на предварительном следствии и в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 303, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Кузнецова Е.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание по данной статье в редакции Федерального Закона № 26-ФЗ от 07.03.2011 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», в виде лишения свободы сроком 9 лет с ограничением свободы на 1 год, в виде ограничений не уходить из дома по месту постоянного проживания в период с 22 до 6 часов, не изменять места жительства, а также не выезжать за пределы муниципального образования по месту своего проживания, без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, в который дважды в месяц являться на регистрацию, с отбыванием основного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Кузнецову Е.В. исчислять с 15 апреля 2011 года. Меру пресечения подписку о невыезде изменить и взять Кузнецова Е.В. под стражу в зале судебного заседания.

Взыскать с Кузнецова Е.В. в пользу Г. в счет компенсации морального вреда 150000 рублей.

Взыскать с Кузнецова Е.В. в пользу федерального бюджета процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в сумме 17494 рубля 17 копеек.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Кузнецовым Е.В. содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также ходатайствовать при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанцией поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий