Дело № 1-66/2011
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 25 мая 2011 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Александрова С.В.,
при секретаре Притульчик Е.В.,
с участием государственных обвинителей, заместителей Калачинского межрайонного прокурора Литвинова Д.О., Куминова В.В.,
потерпевшего В.,
защитника – адвоката Иванова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Сыксина В.В., ...,
по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, ст. 105 ч. 1 УК РФ, суд
У С Т А Н О В И Л:
Преступление подсудимым совершено при следующих обстоятельствах.
2.02.2011 г. в период с 4 до 5 часов Сыксин В.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в доме по ул. ... д. ... района ... области, после совместного распития спиртных напитков, из неприязненных отношений, с целью убийства В., взяв из ящика кухонного стола нож, умышленно нанес два удара ножом в область груди В., после чего В., для предотвращения дальнейшего причинения ему повреждений, схватил рукой нож, отчего клинок ножа сломался. В продолжение своего умысла, направленного на причинение смерти В., Сыксин В.В. нанес ему фрагментом ножа, представляющим собой рукоятку с отломанным фрагментом клинка, один удар в область виска справа, один удар в область виска слева, один удар в область правой голени, причинив В. повреждения, в виде множественных колото-резанных ран на голове, груди, конечностях, в том числе, проникающих в плевральную полость, ранения груди, которые в совокупности являются опасными для жизни в момент причинения и в силу этого влекут за собой тяжкий вред здоровью. Однако, действия Сыксина В.В., направленные на причинение смерти В., не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как в момент причинения повреждений В., к Сыксину В.В. подбежала М.Д.А., оттолкнула его от В., в результате чего Сыксин В.В. упал на пол, прекратив свои действия.
Допрошенный в суде Сыксин В.В. виновным себя признал частично и пояснил, что 1.02.2011 г. у себя дома он вместе с Ш.А.А., В.С.П., М.Д.А., В. и М.А.Г. распивал спиртное. Поздно ночью ему показалось, что В. заигрывает с его сожительницей Ш.А.А., которая часто давала для этого повод. Он разозлился, взял из ящика стола нож, которым ударил В. в грудь, что происходило дальше, помнит смутно, т.к. был сильно пьян. Пришел в себя, когда лежал на полу, увидел на груди и на голове В. кровь. Понимал, что ножом он мог причинить потерпевшему любой вред здоровью, в том числе и смерть, но относился к этому в тот момент безразлично, т.к. хотел наказать В. Вину он признает частично, т.к. убивать В. он не хотел. Когда В. находился на лечении в больнице, он передал ему 10 000 рублей. В настоящее время в содеянном раскаивается, просит строго его не наказывать.
Кроме пояснений самого подсудимого Сыксина В.В., его вина в инкриминируемом ему деянии подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей и другими материалами уголовного дела, исследованными в судебном заседании.
Потерпевший В. пояснил, что 2.02.2011 г. около 1 часа он, Ш.А.А., В.С.П., М.Д.А. и М.А.Г. дома у Сыксина В.В. распивали спиртное. Затем пришли К.А.В. и К.В.Г., которые через некоторое время ушли. Следом за ними из дома Сыксина В. ушел В.С.П.. Около 4 часов он, М.А.Г. и М.Д.А. вызвали такси, чтобы уехать домой. М.А.Г. и М.Д.А. вышли из дома, а он сидел на стуле, склонив голову и ждал приезда такси. Неожиданно почувствовал удар в грудь. Он поднял голову и увидел, что перед ним стоит Сыксин В., у которого в руках был нож. В этот момент он почувствовал второй удар в грудь, из раны пошла кровь. Он обхватил грудь руками и пытался зажать раны, чтобы не вытекала кровь и спросил у Сыксина В., что он делает. Сыксин В. ничего не ответил, продолжил наносить удары ножом в грудь. Защищаясь от ударов он поймал левой рукой руку Сыксина В. и, взяв правой рукой за лезвие ножа, сломал его и отбросил в сторону. Ему становилось хуже, он зажал раны на груди руками. Сыксин В., оставшейся у него рукоятью ножа с обломком лезвия, начал бить его по голове, в левый и правый виски, а затем в правую голень. В этот момент к ним подошла М.Д.А., которая оттолкнула от него Сыксина и обломок ножа выпал из его руки. Он попросил вызвать скорую помощь и потерял сознание. Пришел в себя в больнице. Считает, что Сыксин хотел его убить. Не настаивает на строгом наказании подсудимого, так как Сыксин В.В. в счет компенсации морального вреда передал ему 10 000 руб.
Свидетель В.С.П., показания которого были оглашены в соответствии со ст. 281 УПК РФ, на предварительном следствии пояснил, что 1.02.2011 г. у него дома он вместе с В., М.А.Г., М.Д.А., Ш.А.А., Сыксиным В. распивали спиртное. Ночью все пошли домой к Сыксину В., где продолжили распивать спиртное. Никаких ссор, конфликтов не происходило. Затем он ушел домой, В. сказал ему, что через некоторое время придет ночевать к нему. Утром от соседей узнал, что в дом к Сыксину приезжали сотрудники милиции, т.к. Сыксин ударил В. ножом л.д. 57.
Из показаний свидетелей К.В.Г. и К.А.В. следует, что 2.02.2011 г. около 2 час. 30 мин. они пришли к Сыксину, где находились В., В.С.П., М.А.Г., М.Д.А., Ш.А.А., вместе с которыми стали распивать спиртное, а затем ушли. Утром от соседей узнали, что ночью Сыксин В. ударил ножом В.
Свидетель Ш.А.А. пояснила, что 2.02.7011 г. около 1 часа она, В., Сыксин В., В.С.П., М.Д.А. и М.А.Г. дома у Сыксина В. распивали спиртное. Около 4 час. 30 мин. М.А.Г. вышел на улицу ждать такси, М.Д.А. пошла в туалет. В., взяв сигарету, сел у печи, стал курить. Она находилась у стола, рядом с входной дверью. Сыксин В. сказал, что у него болит голова, взял из ящика кухонного стола нож, подошел к В., и ножом нанес ему удар сверху вниз в область груди, после чего ножом ударил в голову В. и повторно в грудь. Она испугалась, выбежала на улицу, стала кричать, что В. убивают. На улице к ней подбежала М.Д.А., с которой она вернулась в дом. В. лежал у порога, а Сыксин В. сидел рядом на полу на корточках, к ней спиной, и она не видела, что было у него в руках. На лице и на висках у В. была кровь. М.Д.А. оттолкнула от В. Сыксина В. и тот упал. Затем в дом вошел М.А.Г., который вызвал скорую помощь, после чего М.А.Г. и М.Д.А. уехали. Прибывшая скорая помощь увезла В. в больницу.
Свидетель М.Д.А. пояснила, что 2.02.2011 г. около 1 часа она, Сыксин В.В., В., В.С.П., М.А.Г., К.А.В. и Ш.А.А. дома у Сыксина В.В. распивали спиртное. Около 4 часов она с отцом М.А.Г. собрались домой, вызвали такси, и отец вышел на улицу. Сыксин В. стоял у стола, после чего сказал, что у него болит голова. Она не придала этому внимания и вышла на улицу. Через некоторое время из дома выбежала Ш.А.А., которая кричала, что Сыксин В. зарезал В. Они вместе зашли в дом. В. лежал на полу, на лице и на груди у него была кровь. Сыксин В. сидел рядом с В., спиной к ней и она не видела, что у него было в руках. Она испугалась, подбежала к Сыксину В. и оттолкнула его от В., так как не знала, что еще можно было ожидать от Сыксина В. В руках Сыксина В. она ничего не видела. У порога лежала рукоять ножа с обломком лезвия. Затем в дом зашел ее отец, которого В. попросил вызвать скорую помощь. Во время распития спиртного ссор или конфликтов между В. и Сыксиным В. не было.
Свидетель М.А.Г. дал аналогичные показания, дополнительно пояснил, что около 4 час. 30 мин. он вышел из дома Сыксина В. на улицу, где стал ждать такси. Когда автомобиль подъехал, он сел в салон. Примерно через 1-2 минуты услышал крик дочери и вышел из автомобиля, зашел в веранду дома, входные двери в кухню были открыты, а в дверном проеме полулежа, сидел В., у которого была голова в крови. В. попросил его вызвать скорую помощь. Он с М.Д.А. уехал домой. По дороге водитель такси вызвал скорую помощь.
Свидетель М.Н.М. пояснила, что 2.02.2011 г. ей позвонила К. и сказала, что ее сын В. находится в больнице с ножевым ранением. В больнице она узнала, что сын находится в реанимационном отделении, в тяжелом состоянии. Ей выдали пакет, в котором находились одеяло, тряпка, рубаха, брюки, свитер, носки, трусы, которые были в крови. Дома она увидела на рубахе порезы в передней части на уровне живота и груди. Была сильно порезана часть в области правого плеча спереди. На свитере также был порез. Рубаху, носки, свитер, трусы, тряпку и одеяло она выбросила в мусорный контейнер.
А также вина Сыксина В.В. подтверждается доказательствами, представленными в материалах уголовного дела.
Рапортом о получении сообщения из ... ЦРБ о доставлении В. с диагнозом ножевое ранение в грудную клетку л.д. 3.
Протоколом осмотра места происшествия, в соответствии с которым в доме Сыксина В.В. по ул. ... д. ... были обнаружены и изъяты вещество бурого цвета, нож, состоящий из рукоятки и обломанного по ширине лезвия, отрезок светлой дактилопленки со следами пальца руки, фрагмент лезвия ножа л.д. 5-8.
Заключением эксперта, из выводов которого следует, что на клинке и рукоятке ножа, в смыве с места происшествия, на футболке, смыве с рук Сыксина В.В., обнаружена кровь человека, происхождение которой от В. не исключается л.д. 73-80.
Заключением эксперта, в соответствии с которым на поверхности стеклянной бутылки, находившейся в кухне дома по ул. ... д. ... имеется след пальца руки, который оставлен безымянным пальцем левой руки Сыксина В.В. л.д. 92-96.
Заключением эксперта, из выводов которого следует, что фрагмент клинка ножа и рукоять с фрагментом клинка ножа, изъятые при осмотре места происшествия в доме по ул. ... д. ..., ранее составляли единое целое с общей линией расчленения л.д. 173-177.
Заключением эксперта, в соответствии с которым на поверхности брюк В. имеются повреждения, которые относятся к категории колото-резанного л.д. 183-187.
Заключением эксперта, из выводов которого следует, что на теле В. имеются повреждения в виде: множественных колото-резанных ран (5), на голове, груди, конечностях, в том числе, проникающих в плевральную полость, в совокупности опасные для жизни в момент причинения и в силу этого влекут за собой тяжкий вред здоровью. Повреждения могли возникнуть от воздействия колюще-режущего предмета, не менее чем от 5 ударов, воздействий. В том числе не менее 2 ударов по голове, 2 ударов по груди и 1 удар по голени л.д. 135-136.
Таким образом, анализируя полученные доказательства в совокупности, в допустимости которых не возникло сомнений, суд считает виновность Сыксина В.В. в покушении на убийство В. доказанной, его действия квалифицированы правильно по ст. 30 ч. 3, ст. 105 ч.1 УК РФ – покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, не доведенное до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Установлено, что Сыксин В.В. из неприязненных отношений, с целью лишения жизни нанес В. два удара ножом в область груди. В., для предотвращения дальнейшего причинения ему повреждений, схватил рукой нож, сломал клинок ножа. В продолжение своего умысла на причинение смерти В., Сыксин В.В. нанес ему фрагментом ножа, один удар в область виска справа, один удар в область виска слева, один удар в правую голень, причинив ему повреждения в виде множественных колото-резанных ран на голове, груди, конечностях, в том числе, проникающих в плевральную полость, ранения груди, которые в совокупности являются опасными для жизни в момент причинения и в силу этого влекут за собой тяжкий вред здоровью. Сыксин В.В. осознавал, что совершает действия опасные для жизни другого человека, предвидел возможность неизбежности смерти потерпевшего и сознательно допускал его гибель. О направленности умысла подсудимого на убийство В. свидетельствуют те обстоятельства, что в качестве орудия преступления им был избран нож, который имеет острую режущую часть и при приложении к нему усилия при нанесении удара может причинить любой вред здоровью, в том числе и тяжкий, а также смерть человеку, что безусловно осознавалось Сыксиным В.В., нанес им удар в область груди В., являющейся важным органом жизнедеятельности человека. Сыксин В.В. выполнил все действия прямо направленные на лишение жизни В., однако смерть потерпевшего не наступила по причинам, не зависящим от воли подсудимого. В. оказывал активное сопротивление, повредил орудие преступления. Кроме того, действия Сыксина В.В. также были прекращены в силу его сильной степени опьянения и действий М.Д.А., оттолкнувшей Сыксина В.В. от В., в результате чего Сыксин В.В. упал на пол, прекратив свои действия. В. была своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь, таким образом, преступление не доведено Сыксиным В.В. до конца по не зависящим от него обстоятельствам. Умысел Сыксина В.В. на убийство В. подтверждается и его показаниями в качестве подозреваемого л.д. 202-204, в качестве обвиняемого л.д. 216-217, в которых он указывал на то, что нанес несколько ударов ножом в область груди В., понимал, что мог задеть жизненно-важные органы В., тем самым причинить ему вред здоровью и даже убить, нож выронил из рук, когда его от В. оттолкнула М.Д.А. Данные показания Сыксина В.В. суд находит достоверными в силу их согласованности с другими доказательствами. Доводы подсудимого Сыксина В.В., о том, что он не хотел убивать потерпевшего В., суд находит не состоятельными, по основаниям, приведенным выше.
Суд не может согласиться с позицией защитника о переквалификации действий Сыксина В.В. на ч.1 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что умысел подсудимого Сыксина В.В. был направлен именно на лишение жизни потерпевшего, что подтверждено всей совокупностью доказательств по делу, однако смерть потерпевшего не наступила по причинам, не зависящим от воли Сыксина В.В.
Суд не находит оснований для переквалификации действий подсудимого на ст. 113 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии сильного душевного волнения, поскольку данное обстоятельство своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу не нашло.
Отсутствуют основания и для квалификации действий Сыксина В.В. по ст. 114 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, поскольку в судебном заседании обстоятельств посягательства, носящего признаки общественно опасного, наличного и действительного (реального) со стороны В. на жизнь и здоровье подсудимого установлено не было. Данное обстоятельство подтверждается и заключением эксперта об отсутствии у Сыксина В.В. каких-либо повреждений л.д. 52.
Ранее Сыксин В.В. психическими заболеваниями не страдал, у психиатра не наблюдался, какие-либо данные, свидетельствующие о его психическом нездоровье, отсутствуют. Как видно из полученных доказательств, действия подсудимого во время инкриминируемого ему деяния носили осмысленный и рациональный характер, были мотивированы. Подсудимый адекватно ведет себя и в судебном заседании, дает логически связные показания, признаков расстройства душевной деятельности не обнаруживает. При таких обстоятельствах у суда не возникло никаких сомнений в его вменяемости.
При назначении наказания подсудимому Сыксину В.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких, личность подсудимого, характеризующего по месту жительства в целом удовлетворительно. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Сыксина В.В. суд учитывает раскаяние в содеянном, добровольную компенсацию морального вреда потерпевшему. Обстоятельств, отягчающих наказание Сыксина В.В. не имеется. Принимая во внимание указанные обстоятельства в их совокупности, данные о личности подсудимого, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного, суд полагает необходимым назначить Сыксину В.В. наказание в виде реального лишения свободы.
Каких-либо обстоятельств, в том числе и смягчающих наказание Сыксина В.В., могущих быть признанными исключительными, в соответствии со ст. 64 УК РФ не установлено, в связи с чем нет оснований и для назначения Сыксину В.В. наказания ниже низшего предела, чем предусмотрено санкцией статьи, по которой он признан виновным.
Обсуждая вопрос о назначении Сыксину В.В. дополнительного наказания в виде ограничения свободы, суд решил его не применять.
В соответствии со ст. 309 ч. 1 п. 3 УПК РФ с подсудимого Сыксина В.В. подлежат взысканию процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в размере 2745 рублей 4 коп. за четыре дня участия в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать виновным Сыксина В.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, ст. 105 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде 6 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Сыксину В.В. изменить, взять под стражу в зале суда.
Срок наказания Сыксину В.В. исчислять с 25 мая 2011 года.
Взыскать с Сыксина В.В. в пользу федерального бюджета процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в сумме 2745 рублей 4 коп.
Вещественные доказательства по делу клинок-лезвие ножа, фрагмент ножа с фрагментом клинка, марлевый тампон со смывами с рук Сыксина В.В., марлевый тампон с образцом крови В., марлевый тампон со смывами с места преступления, отрезок светлой дактилопленки со следами пальца руки уничтожить, джинсовые брюки и футболку передать В., после вступления приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Сыксиным В.В., содержащимся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий