Приговор в отношении Сологуб Е.П. по ч. 4 ст. 111 УК РФ



№ 1-129/2011

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Калачинск

26 августа 2011 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Полозова С.М.,

при секретаре Гладышевой Т.Н.,

с участием государственного обвинителя заместителя Калачинского межрайонного прокурора Куминова В.В.,

представителя потерпевшего К.,

защитника-адвоката Иванова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Сологуб Е.П., <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый Сологуб Е.П. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего У. при следующих обстоятельствах: 07.08.1999 года около 5 часов Сологуб Е.П., находясь в состоянии алкогольного опьянения, во дворе дома по <адрес>, после того как Л., взяв в доме металлическую кочергу, на почве личных неприязненных отношений, с целью убийства, нанесла не менее трёх ударов по голове У., от которых У. упал на землю, а П., умышленно, с целью причинения телесных повреждений, нанёс ногой не менее двух ударов по ногам и не менее четырёх ударов в область живота У., подошел к лежащему на земле У., на почве личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес потерпевшему У. не менее одного удара кулаком в область головы и не менее пяти ударов ногой в область грудной клетки потерпевшего. В результате действий Л., П. и Сологуба Е.П. потерпевшему У. были причинены телесные повреждения в виде сочетанной тупой травмы головы, груди, живота, открытой черепно-мозговой травмы с рвано-ушибленными ранами, переломами костей свода и основания черепа, ушибом головного моз¬га и кровоизлияниями под оболочку, субдуральные гематомы, субарахноидальные к внутри желудочковые кровоизлияния – повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью и повлекли смерть потерпевшего. Переломы рёбер с 1 по 8 слева и со 2 по 10 справа, полный перелом грудины в средней трети, разрывов лёгких, гемопневмоторакса, контузии органов средостения, то есть повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью и повлекли смерть потерпевшего. Закрытая тупая травма живота с ушибом печени, телесные повреждения, причинившие вред здоровью средней степени. Ссадины на лице, теле, в области ягодиц – не причинившие вреда здоровью.

Подсудимый Сологуб Е.П. в судебном заседании виновным себя признал полностью и показал, что 07.08.1999 года около 4 часов ночи, П. пригласил его в дом к Л., чтобы выпить спиртного. Дверь им открыл У., которого он хорошо знал, каких-либо неприязненных отношений между ними не было. Л. стала жаловаться, что У. ее избивает, они стали ругаться. Тогда он вывел У. во двор поговорить. Л. выбежала на улицу и кочергой три раза ударила У. по голове. От ударов У. упал на деревянное крыльцо, а Л. сразу же забежала в дом. Он подошел к У. и ударил ему один раз кулаком по лицу и 5-6 раз ногами обутыми в туфли в область грудной клетки. Во время нанесения ударов У. лежал на спине. Затем У. стал избивать П.. Куда и сколько ударов нанес П., он не помнит. Затем они с П. ушли домой. Когда уходили У. был еще жив, он пытался встать. На следующий день узнал, что У. скончался. Удары У. он наносил со средней силой, хотел причинить ему вред здоровью, однако считает, что от его ударов не могла наступить смерть У.. О том, что наносил удары в жизненно-важные части тела человека понимал. В правоохранительные органы не обращался, поскольку боялся. Обратился в правоохранительные органы в настоящее время с явкой с повинной, поскольку замучила совесть. В содеянном раскаивается.

Свои показания Сологуб Е.П. полностью подтвердил в ходе проверки показаний на месте (т. 1 л.д. 145-150), где он в присутствии понятых добровольно рассказал и продемонстрировал, каким образом наносил удары У.. При этом он свободно ориентировался в окружающей обстановке.

Кроме пояснений самого подсудимого Сологуб Е.П. его вина в инкриминируемом ему деянии подтверждается показаниями представителя потерпевшего, свидетелей и другими материалами уголовного дела исследованными в судебном заседании.

Представитель потерпевшего К. пояснила, что работает юрисконсультом <данные изъяты>, в ее должностные обязанности входят вопросы, связанные с правовой деятельностью учреждения, в том числе и в области опеки и попечительства. От следователя ей стало известно, что У. стал жертвой преступления и поскольку он не имеет близких родственников на территории <адрес>, то согласно доверенности от ..... ей доверено представление интересов погибшего У. на следствии и в суде.

Свидетель К. суду пояснил, что до регистрации брака с К. имел фамилию «П.». Сологуба Е. знает хорошо, по совместному отбыванию наказания. Познакомился с Сологубом в 1999 году, за неделю до убийства У., фамилию его в то время не знал, называл его по имени <данные изъяты>. Л. и У. знает с весны 1999 года. Он часто ходил в гости к Л. и У., с ними употреблял спиртное. Л. и У. часто ссорились и дрались, оба постоянно ходили с синяками. 06.08.1999 года, во второй половине дня, вместе с Сологубом Е., распивали спиртные напитки. Ночью по его предложению пошли к Л. и У., где продолжили распивать спиртное. В ходе распития Л. пожаловалась, что У. ее избил. Сологуб предложил У. выйти покурить на улицу. Когда они вышли во двор, Л. выбежала из дома, подбежала к У. и три раза ударила по голове металлической кочергой. От ударов У. сразу упал на землю, из головы пошла кровь. Сологуб наклонился к У. и ударил его один раз кулаком в лицо. Л. убежала в дом. Он подошёл к У. и пнул его один раз по ногам, а также и 4-5 раз - в область живота. После этого, Сологуб стал наносить удары ногами в различные части тела У. Он его не останавливал, а ушел домой. Сологуб пошел следом за ним. Когда уходили, У. еще шевелился, что-то бормотал. На следующий день к нему приехали сотрудники милиции, от которых узнал, что У. умер. Его забрали в отдел, где он дал показания по существу причинения телесных повреждений У., рассказав всю правду. Приговором <данные изъяты> был осужден по <данные изъяты> к <данные изъяты>.

    Свои показания свидетель К., полностью подтвердил в ходе проверки показаний на месте (т. 1 л.д. 333-34), рассказав на месте обстоятельства причинения телесных повреждений У. им самим, Л. и Сологуб Е., а также в ходе очной ставки с подозреваемым Сологуб Е.П., уличив его в совершении преступления (т. 1 л.д. 225-229).

Свидетель Л., показания которой, были оглашены по ходатайству государственного обвинителя, на предварительном следствии, дала показания аналогичные показаниям свидетеля К. (т. 1 л.д. 179). Кроме того, подтвердила свои показания в ходе проверки показаний на месте (т. 1 л.д. 31-32), рассказав на месте обстоятельства причинения телесных повреждений У. ею самой, П. и Сологуб Е.

Свидетели Б. суду показала, что Л. приходится ей сестрой. В августе 1999 года Л. проживала с У. в <адрес>. Они злоупотребляли спиртными напитками, часто ссорились и дрались между собой. 07 августа 1999 года ей позвонила сестра и сообщила, что двое незнакомых ей парней убили У.. Они с мужем приехали к сестре. Во дворе наклоненный к парнику на животе лежал труп У.. Крови на трупе не видела. Ее муж в ограду, не заходил. После этого они уехали и подробностей убийства не знает.

Свидетель Б. дал показания аналогичные показаниям свидетеля Б.

Эксперт М. в судебном заседании полностью подтвердил заключение экспертизы, кроме того, дополнил, что удары Сологуба кулаком в голову потерпевшего мог привести к многооскольчатости в левой височной области, что в совокупности с воздействиями от ударов кочергой Л., причинило в совокупности открытую черепно-мозговую травму с переломом костей черепа и ушиб головного мозга, а удары ногами в область груди потерпевшего могли повлечь переломы ребер слева с 1 по 8 и справа со 2 по 10, перелом грудины в средней трети с повреждением внутренних органов. Все вышеуказанные повреждения явились опасными для жизни в момент причинения, повлекли тяжкий вред здоровью и явились причиной смерти У. на месте преступления. Совокупность выше приведенных повреждений, могла быть причинена подсудимым, при обстоятельствах им указанных.

Кроме того, вина подсудимого в инкриминируемом ему деянии подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Выпиской из ЖУИИ 1010 от 07.08.1999 года, согласно которой 07.08.1999 года в 05 часов 20 минут по телефону поступило сообщение от гр-ки Л., о том, что 07.08.1999 года, она обнаружила в ограде своего дома труп сожителя У., с признаками насильственной смерти (т. 1 л.д. 5).

Протоколом осмотра места происшествия, из которого следует, что в ограде дома кв. по <адрес> в <адрес> обнаружен труп У. с признаками насильственной смерти (т. 1 л.д. 6-9).

Заключением эксперта , согласно которого причиной смерти У. явилась сочетанная тупая травма головы, груди, живота с переломами костей скелета и разрывами внутренних органов (т. 1 л.д. 13-16).

Протоколом явки с повинной от 31.05.2011, согласно которого 31.05.2011 в Калачинский межрайонный следственный отдел обратился Сологуб Е.П. и сообщил о совершенном им преступлении (т. 1 л.д. 133).

Таким образом, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, в допустимости которых не возникло сомнений, суд находит вину подсудимого Сологуб Е.П. доказанной. Его действия квалифицированы правильно по ч. 4 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку указанные действия совершались Сологуб Е.П. на почве личных неприязненных отношений к У., преследовали цель причинения последнему тяжкого вреда здоровью, с объективной стороны выразились в умышленном нанесении потерпевшему не менее одного удара кулаком в область лица и не менее 5-6 ударов ногой в область грудной клетки - жизненноважной части тела человека, при обстоятельствах, когда подсудимый осознавал общественно опасный характер своих действий, предвидел возможность и неизбежность наступления тяжких негативных последствий для У. и желал их наступления, на что, по мнению суда, указывают обстоятельства причинения вреда потерпевшему, количество нанесенных ударов, сила, с которой наносились удары, локализация повреждений. Как следует из показаний эксперта М. потерпевшему У. Сологуб Е.П. были нанесены не менее одного удара кулаком в область лица и не менее 5-6 ударов ногой в область грудной клетки, уже после воздействия кочерги Л., что повлекло перелом левой височной кости и дополнительные переломы основания черепа. Удар кулаком дополнительный в данную область мог привести к образованию многооскольчатости в левой височной области, что в совокупности с воздействием кочерги Л. и причинило открытую черепно-мозговую травму с переломами костей свода и основания черепа, ушиб головного мозга и кровоизлияния под его оболочки, что явилось опасным для жизни в момент причинения, повлекло тяжкий вред здоровью и смерть потерпевшего У.. Удары Сологуба ногой в область груди потерпевшего могли повлечь переломы ребер слева с 1 по 8 и справа со 2 по 10, перелом грудины в средней трети с повреждением внутренних органов, что также явилось опасным для жизни в момент причинения, повлекло тяжкий вред здоровью и явилось причиной смерти.

Виновные действия Сологуб Е.П. повлекли для У. тяжкий вред здоровью опасный для его жизни в момент причинения, который в конечном итоге явился причиной смерти последнего. Однако, при этом, отношение подсудимого к наступлению смерти потерпевшего характеризовалось неосторожной формой вины при обстоятельствах, когда подсудимый не предвидел возможности наступления гибели У., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Как следует из показаний самого подсудимого Сологуб Е.П., его действия носили целенаправленный, последовательный осознанный характер, были конкретны и логичны. В момент нанесении ударов У., последний не создавал реальной угрозы для жизни и здоровья подсудимого, поскольку находился в состоянии алкогольного опьянения, лежал на земле, после нанесенных ему ударов по голове кочергой Л., каких-либо действий направленных на причинение телесных повреждений не предпринимал, не наносил каких-либо ответных ударов Сологуб Е.П.. При таких обстоятельствах, не может идти речи об условиях необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), когда присутствует общественно опасное посягательство со стороны нападающего и защита законных прав, интересов и личности обороняющегося.

При назначении наказания подсудимому Сологуб Е.П., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких, личность подсудимого, характеризующегося по месту жительства удовлетворительно, не состоящего на учете у врача психиатра и нарколога. Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого Сологуб Е.П., в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд по делу не находит.

Принимая во внимание данные обстоятельства в их совокупности, личность подсудимого, тяжесть содеянного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, а также на условия жизни его семьи, суд полагает необходимым назначить Сологуб Е.П. наказание по ч. 4 ст.111 УК РФ, в редакции Федерального Закона № 26-ФЗ от 07.03.2011 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», связанное с лишением его свободы реально, поскольку считает, что исправление подсудимого может быть достигнуто только в условиях изоляции его от общества в рамках строгого контроля за его поступками и поведением впредь.

Преступление Сологуб Е.П. совершено в период испытательного срока при условном осуждении, в связи с чем, в соответствии со ст. 70 УК РФ.

Рассматривая вопрос о применении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, предусмотренное санкцией ч. 4 ст.111 УК РФ, суд решил его не применять.

В соответствии с п. «В» ч. 1 ст. 58 УК РФ, суд постановил определить Сологуб Е.П. отбывание наказания в колонии строгого режима.

В соответствии со ст. 309 ч. 1 п. 3 УПК РФ с подсудимого Сологуб Е.П. подлежат взысканию процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в размере 2058 рублей 78 копеек за участие в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 303, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Сологуб Е.П. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание по данной статье в редакции Федерального Закона № 26-ФЗ от 07.03.2011 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», в виде лишения свободы сроком 6 лет без ограничения свободы.

В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение в отношении Сологуб Е.П. по приговору <данные изъяты> от ..... – отменить.

В соответствии со ст. 70 УК РФ назначить Сологуб Е.П. окончательное наказание по совокупности приговоров путем частичного присоединения к вновь назначенному наказанию, не отбытого наказания, назначенного по приговору <данные изъяты> от ..... и к отбытию определить 6 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Сологуб Е.П. исчислять с 26 августа 2011 года. Меру пресечения подписку о невыезде изменить и взять Сологуб Е.П. под стражу в зале судебного заседания.

Взыскать с Сологуб Е.П. в пользу федерального бюджета процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в сумме 2058 рублей 78 копеек.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Сологуб Е.П. содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также ходатайствовать при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанцией поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий