По иску Чулянчик С.А. к ГУ УПФ РФ в Калачинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года г. Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 637/2010 по иску Чулянчик С.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии, зачете периодов работы в специальный стаж и понуждении к досрочному назначению пенсии, суд

У С Т А Н О В И Л:

Чулянчик С.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Калачинскому района с вышеуказанными требованиями, указав, что в октябре 2010 года она обратилась в ГУ УПФ по Калачинскому району о назначении ей пенсии по выслуге лет, как медицинскому работнику, но согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с недостаточностью стажа, на том основании, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из подсчета льготного стажа согласно п/п 4,5 Правил, утвержденных Постановлением № 516 от 11.07.2002 года, для назначения пенсии требуется стажа на соответствующих видах работ 30 лет, а фактически имеется 29 лет 06 месяцев 07 дней, полагала исключение указанных периодов из специального стажа необоснованным, она направлялась на курсы по приказу работодателя, за ней сохранялась заработная плата и рабочее место, просила признать решение комиссии ГУ УПФ РФ по Калачинскому району незаконным, включить в ее стаж указанные выше периоды работы и обязать ГУ УПФ РФ Калачинского района назначить ей пенсию по старости лет досрочно.

В судебном заседании истица Чулянчик С.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала аналогичные изложенным в исковом заявлении пояснения.

Представитель ответчика ГУ УПФ по Калачинскому району Гуслякова М.Г., действующая по доверенности, иск не признала, дала пояснения аналогичные изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению прав № от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица МУЗ ЦРБ Калачинская Габасова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования истицы, дала пояснения аналогичные истице.

Выслушав стороны по делу, оценив представленные доказательства, суд находит требования Чулянчик С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Так в ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что 08.08.1988 года Чулянчик С.А. принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> отделения, о чем издан приказ № к от 01.08.1988 года, 19.12.1988 года переведена на должность <данные изъяты> (приказ № от 23.12.1988 года), 08.12.1997 года присвоена 2 кв. категория «<данные изъяты>» (приказ № от 07.12.1997 года), 01.11.1999 года переведена <данные изъяты> (приказ № от 19.01.1999 года), 03.12.2002 года присвоена первая квалификационная категория «<данные изъяты>» (приказ № к от 03.12.2002 года), 17.08.2007 года уволена по п. 3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию, 20.08.2007 года принята на должность <данные изъяты> отделения № в <данные изъяты>, где продолжает работать на сегодняшний день.

21 октября 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением комиссии Управление Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с тем, что специальный стаж его составил 29 лет 6 месяцев 7 дней, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.09.88 года по 19.12.88 год, с 11.09.95 года по 14.10.95 год, с 22.04.2002 года по 16.05.2002 год, с 18.04.2005 года по 18.05.2005 год, с 28.11.2006 года по 16.01.2007 года, с 15.01.2009 года по 26.02.2009 год исключены из подсчета льготного стажа согласно п/п 4,5 Правил, утвержденных Постановлением № от 11.07.2002 года.

Между тем, такой отказ ГУ УПФ РФ по Калачинскому району в зачете периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж по указанным основаниям является незаконным.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или строит свои возражения.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия установлена для лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (в настоящее время данный пункт утратил силу в соответствии Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

Применявшимся до 1 ноября 1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право ""на пенсию за выслугу лет, утвержденным Советом Министров РСФСР от 306.09.1991 г. № 463 (далее - Постановление СМ РСФСР № 463), исчисление сроков выслуги в льготном порядке производилось врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров (абзац 3 пункт 2). Поскольку для целей пенсионного обеспечения перечень названных отделений (палат) не утверждался, на практике использовался перечень хирургических отделений, содержащийся в пункте 3.3.5.1. приказа Минздрава России от 24.02.1998г. № 48.

Таким образом, при определении права на исчисление выслуги лет в льготном порядке юридически значимым фактором являлось наличие стационарных условий работы в отделениях и палатах хирургического профиля, поименованных в соответствии с пунктом 3.3.5.1. приказа Минздрава России от 24.02.1998. № 48.

С 1 ноября 1999 года постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Виды деятельности, дающие право на исчисление года работы в стаж работы, предоставляющей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев регулируется Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

(с изменениями от 26 мая 2009 г.) работа в должности операционной медицинской сестры больниц всех наименований дает право на назначение пенсии по старости лет досрочно.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)(с изменениями от 26 мая 2009 г.) и приложения к указанным правилам в льготном порядке исчисления стажа за 1 год работы как 1 год 6 месяцев исчисляются периоды работы лицам работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях операционной медицинской сестры в отделениях хирургии.

При данных обстоятельствах истица Чулянчик С.А., имея среднее профессиональное образование по специальности «медицинская сестра», осуществляла трудовую деятельность операционной сестры во весь период своей работы, о чем и свидетельствуют записи в трудовой книжки (л.д.19 -22).

Данный вывод суда подтвержден как показаниями самой истицы, представителя третьего лица, показаниями свидетеля ФИО6, а также не оспаривался представителем ответчика.

Суд находит необоснованными доводы ответчика о не включении в специальный стаж истицы периодов прохождения курсов повышения квалификации: с 19.09.88 года по 19.12.88 год, с 11.09.95 года по 14.10.95 год, с 22.04.2002 года по 16.05.2002 год, с 18.04.2005 года по 18.05.2005 год, с 28.11.2006 года по 16.01.2007 года, с 15.01.2009 года по 26.02.2009 год, так как в соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации медицинские работники имеют право на совершенствование профессиональных знаний, переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым конституционным правом на охрану здоровья, что должно обеспечиваться, в том числе оказанием медицинской помощи надлежащего качества, повышение квалификации является не только правом, но и обязанностью медицинских работников, а также составной частью их профессиональной деятельности.

Пунктом 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в рассматриваемых Рекомендациях термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодателем для лиц, направляемых на повышение квалификации, в виде сохранения места работы и оплаты труда, основания для исключения периодов повышения квалификации из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, отсутствуют. Так как данные период непосредственно связан с работой в неблагоприятных условиях, к нему должны быть применены общие правила исчисления, как и к периодам работы, непосредственно предшествующим и следующим за периодом обучения.

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации также подлежат зачёту в специальный стаж: с 19.09.88 года по 19.12.88 года- 3 месяца,

с 11.09.95 года по 14.10.95 года- 1 месяц 3 дня,

с 22.04.2002 года по 16.05.2002 года- 24 дня,

с 18.04.2005 года по 18.05.2005 года- 1 месяц,

с 28.11.2006 года по 16.01.2007 года- 1 месяц 19 дней,

с 15.01.2009 года по 26.02.2009 года- 1 месяц 11 дней, в целом 8 месяцев 27 дней.

Таким образом, специальный стаж истицы, дающий право на назначение пенсии по старости лет досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья составил на момент обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по Калачинскому району 30 лет 3 месяца 4 дня.

Согласно ч.1,2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, таковым днем считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, при этом пенсия назначается не ранее дня возникновения права на нее. Представленная суду копия трудовой книжки Чулянчик С.А. свидетельствует, что к моменту обращения - ДД.ММ.ГГГГ она имела право на назначение пенсии, в котором ей было незаконно отказано.

На наличие других оснований к отказу в назначении пенсии истице ответчик в ходе судебного разбирательства по делу не ссылался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать отказ ГУ УПФ в Калачинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в отношении Чулянчик Светланы Александровны незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе Омской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на получение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.09.88 года по 19.12.88 года, с 11.09.95 года по 14.10.95 года, с 22.04.2002 года по 16.05.2002 года, с 18.04.2005 года по 18.05.2005 года, с 28.11.2006 года по 16.01.2007 года, с 15.01.2009 года по 26.02.2009 года.

Обязать ГУ УПФ РФ по Калачинскому району Омской области назначить пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья Чулянчик Светлане Александровне с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья