РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года г. Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.
при секретаре: Калабиной М.И.,
с участием прокурора Килькова А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-35/2011 по иску Администрации Калачинского городского поселения к Кузьминой В.С. о выселении в связи со сносом дома, суд
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Калачинского городского поселения обратилась в суд с исковым заявлением к Кузьминой В.С. о выселении, в связи со сносом дома, указав в исковом заявлении, что ответчица является собственником квартиры, общей площадью 31.0 кв. метра, и собственником земельного участка – общая долевая собственность ?, площадью 679 кв. метров, расположенных по адресу: <адрес>. Данный дом, подлежит сносу на основании заключения межведомственной комиссии Калачинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нахождением его в аварийном состоянии, что подтверждается отчетом инженерного обследования жилого дома, осуществленным институтом «Омсккоммунпроект» в августе 2006 года, в соответствии с которым физический износ дома составляет 66 %. В связи со сносом дома, на основании решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, ответчице предоставляется благоустроенная <адрес>, площадью 31 кв. метра, расположенная по <адрес>. Однако добровольно освободить квартиру и переселиться в предоставляемые жилое помещение ответчик не желает, по той причине, что ей должны предоставить квартиру по <адрес>. В связи с изложенным, ответчице, ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о сносе дома, квартиры по <адрес>, выполнить которое ответчица также отказывается. На основании изложенного просят суд выселить Кузьмину В.С. из <адрес>, вселив ее в благоустроенную <адрес>, а также изъять земельный участок для муниципальных нужд, площадью 679 кв. метров – общая долевая собственность, ? на котором расположен указанный дом по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Балашенко В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно показав, что действительно в 2006 году Администрация Калачинского городского поселения рассматривала вопрос о проживании жильцов жилого <адрес>, в том числе Кузьминой В.С. в то время имевшей фамилию ФИО8, в аварийном жилом доме. Поскольку дом был старым, было проведено инженерное обследование несущих и ограждающих конструкций данного здания, составлен отчет, согласно которого физический износ жилого <адрес> составляет 66 %, данное здание является аварийным, подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия приняла заключение № об отнесении к категории непригодного для постоянного проживания, находящегося в аварийном состоянии, подлежащего сносу данного дома. Данные обстоятельства свидетельствовали о необходимости включения жильцов дома в список лиц, которые в соответствии с программой подлежали переселению во вновь выстроенные жилые помещения. На основании программы выстроены жилые одноэтажные многоквартирные дома по <адрес>, с размерами общей площади, соответствующей размерам общей площади квартир в жилых домах, подлежащих сносу. После окончания строительных работ, жильцы <адрес>, за исключением ответчицы, переселились в предоставленные им квартиры. Ответчица уклоняется от переселения, в связи с чем Администрация настаивает на удовлетворении исковых требований по переселению ответчицы, с изъятием 1\2 доли земельного участка, находящегося в ее собственности.
Ответчица Кузьмина В.С. заявленные исковые требования не признала, подав в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого и устных показаний ответчицы, просила суд в их удовлетворении отказать, поскольку, не оспаривая факта аварийности жилища по месту ее проживания, включения в программу смены жилья, тем не менее, с исковыми требованиями не согласна, так как ДД.ММ.ГГГГ на собрании собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, признанных ветхими и аварийными и подлежащими сносу, ей была определена для переселения квартира по адресу: <адрес>, площадью 29,84 кв.м. Данная квартира находилась в трехэтажном многоквартирном доме, имела одну комнату. Данную квартиру в сентябре 2010 года посетила, приобрела стройматериалы для ее обустройства по собственному усмотрению. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей по телефону сообщили, что данную квартиру ей не выдадут. Впоследствии в квартиру был заселен ФИО5, чья квартира попадает под снос в 2012 году, а ей было предложено переехать в <адрес>, общей площадью 31.0 кв. метра. В то время как в принадлежащей ей квартире по <адрес>, имеется общая площадь <адрес>,2 кв.м, полезная площадь 31 кв. м., жилая 18,3 кв. м. Кроме того, в собственности имеет земельный участок, размером 679 кв. м. На предоставление ей квартиры меньшей площади, она соглашалась лишь в отношении квартиры в доме по <адрес>, а также согласна на переселение в <адрес>, не соглашаясь на переселение в <адрес>, расположенной в многоквартирном, но одноэтажном доме, не соглашаясь именно по причине несоответствия размеров жилой площади в квартире, куда предлагают переселиться - 11,9 кв. метра жилой площади занимаемой квартиры - 18,3 кв. м, а также не соглашаясь и с местом расположения жилого дома по <адрес>.
Третьи лица – Администрация Калачинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Калачинского муниципального района, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание своих представителей не направили, не сообщили об уважительности причин своего отсутствия, не просили об отложении разбирательства по делу, в связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Килькова А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать за необоснованностью, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Калачинского городского поселения по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или Законом.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
При осуществлении гражданских прав, исходя из положений п. 3 ст. 10 ГК РФ, предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения этим имущество.
Ст. 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища в том числе. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Кузьмина В.С. на основании свидетельства (л.д. №) является собственником расположенной по адресу: <адрес>, имеющей площадь всех частей – 40.2 кв. метра, общую площадь 30,1 кв.м., из которых: жилая площадь – 23.8 кв. метра, подсобная – 7.2 кв. метра, а также и площадь веранды – 9.2 кв. метра, согласно предоставленной технической документации (л.д.№). <адрес> подлежит сносу в связи с его аварийным состоянием, в подтверждение чего истцом предоставлены отчет инженерного обследования института «Омсккоммунпроект», утвержденный в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), заключение межведомственной комиссии Калачинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Указанные обстоятельства послужили основанием для включения ответчицы в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и подготовки жилого помещения для осуществления переселения семей из аварийного жилья. Таким образом, истцом по делу планировалось осуществление переселения жильцов <адрес>, в ходе которого, на момент судебного заседания ответчице предлагается вселение в благоустроенную квартиру № №, общей площадью 30.1 кв.м., расположенную по <адрес>.
Однако, согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (т.е. в порядке изъятия жилого помещения путем выкупа, а по соглашению с собственником жилого помещения предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8).
Из указанных норм Закона следует, что предоставление иного жилого помещения для изъятия аварийного жилья допускается лишь по соглашению сторон, а при его отсутствии, что имеет место в рассматриваемом судом случае, путем выкупа аварийного жилья, но не обязыванием к переселению в предоставляемое жилое помещение.
Кроме того, согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, в том числе и размером жилой площади предоставляемого помещения. Указанные нормы свидетельствуют о том, что как общая, так и жилая площадь предоставляемых жилых помещений должна соответствовать площади жилых помещений, признанных подлежащими к сносу.
Таким образом, при включении в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, орган власти обязан принимать во внимание количество жилых помещений, количество комнат в них, размер общей и жилой площади в аварийном помещении и предлагать переселение в жилые помещения, имеющие как минимум аналогичные условия.
Согласно п. 5 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно предоставленного технического паспорта (л.д. №) квартира, принадлежащая Кузьминой В.С. имеет площадь всех частей, в том числе и помещений вспомогательного пользования в 40.2 кв. метра, из которых размер общей площади 30,1 кв.м., в том числе жилая площадь – 23.8 кв. метра, подсобная – 7.2 кв. метра, а также и площадь веранды – 9.2 кв. метра. Указанная квартира, согласно технического паспорта, состоит из двух комнат, площадью 18.3 кв. метра и 5.5 кв. метра соответственно. Комната, площадью 5.5 кв. метра была выстроена путем возведения перегородки в кухне, что не оспаривалось, напротив признавалось истицей, данная комната, являясь спальней, не имеет окна, площадь ее составляет 5.5 кв. метра, в то время как возведение перегородки повлекло снижение площади кухни до 7.2 кв. метров. В соответствии с п. 5.7 Строительных норм и правил РФ СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (приняты постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 г. N 109), площадь помещений в квартирах, предоставляемых гражданам с учетом социальной нормы площади жилья, в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, должна быть не менее: жилого помещения (комнаты) в однокомнатной квартире – 14 кв. метров, общего жилого помещения в квартирах с числом комнат две и более – 16 кв. метров, спальни - 8 кв. метров (10 кв. метров - на двух человек); кухни - 8 кв. метров; кухонной зоны в кухне - столовой – 6 кв. метров. В однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 кв. метров. Таким образом, создание комнаты осуществлено владельцем квартиры с несоблюдением строительных норм, на основании чего суд приходит к выводу о том, что занимаемая Кузьминой В.С. квартира являлась, и подлежит восприятию как однокомнатная квартира, но с жилой площадью, как то указано в технической документации в 23.8 кв. метра, в силу чего с учетом приведенных выше норм Закона, предоставление квартиры с размером жилой площади в 11.9 кв. метра, не соответствует нормам жилищного законодательства и нарушает права собственника жилого помещения, что также свидетельствуют об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований истца.
На основании п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 47 «Положения…», по результатам работы в части оценки состояния жилого помещения, межведомственная комиссия принимает одно из решений, в том числе и о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, либо о признании многоквартирного дома аварийным но подлежащим реконструкции, причем в соответствии с п. 46 положения решение принимается комиссией в течении 30 дней с момента обращения жильцов, а на основании п. 48, комиссия в 3 экземплярах составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Кроме того, п.п. 50, 51, 52 указанного выше «Положения…» предусмотрено, что на основании полученного заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия угрозы разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Данные нормы свидетельствуют об обязанности комиссии, органа власти, известить собственников занимаемого жилого помещения о принятом решении в отношении данного помещения, предусмотренных сроках исполнения данного решения, доказательств осуществления чего, суду не предоставлено, в то время как обращение граждан по данному вопросу подтверждено заключением межведомственной комиссии (л.д.№ рассматривавшей заявление жильцов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что после обращения жильцов в Администрацию Калачинского городского поселения с целью разрешения возникшего жилищного вопроса, истец по делу был обязан не только произвести оценку данного жилого дома, вынести решение созданной комиссией, но и уведомить заявителей как о результатах оценки, так и о принятом решении в установленный для того срок, согласовав с жильцами возможность осуществления выкупа занимаемого ими жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения, чего в данном случае достигнуто не было.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает нарушения приведенных норм Закона ответчиком по делу, и признания их незаконными.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии на момент судебного заседания оснований к выселению ответчицы по делу, являющейся собственником <адрес> из принадлежащей ей квартиры и вселению ее в кв. № № жилого <адрес>, а следовательно и удовлетворению исковых требований истца в части изъятия земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Калачинского городского поселения к Кузьминой В.С. о выселении Кузьминой В.С. из <адрес>, с осуществлением вселения указанного лица в квартиру № № расположенную по <адрес>, а также изъятии ? доли общей долевой собственности земельного участка, площадью 679 кв. метра, расположенного по адресу <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течении 10 дней с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011 года.
Судья