РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 год г. Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.
при секретаре: Калабиной М.И.,
с участием прокурора Макарова Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-217/2011 по иску Калачинского межрайонного прокурора в интересах Крупина М.И. о признании незаконным отказа Администрации Калачинского муниципального района о включении в списки гражданина на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, суд
УСТАНОВИЛ:
Калачинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Крупина М.И. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки, проведенной Калачинской межрайонной прокуратурой по заявлению Королевой Н.М., установлено, что Крупин М.И. является ветераном Великой Отечественной войны на основании статьи 17 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается Удостоверением серия ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> и проживает совместно с женой, зятем и внуком по <адрес> принадлежит Крупину М.И. на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> дома составляет 25,8 кв.м, 1950 года постройки. Дом является неблагоустроенным, отопление печное, водоснабжение от водозаборной колонки, туалет расположен на придомовой территории. Согласно техпаспорту, износ дома составляет 59%. Другого жилого помещения в собственности Крупина М.И., Крупиной Т.В. нет. Крупин М.И. с женой Крупиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в <адрес> с 1988 года, с ДД.ММ.ГГГГ в доме зарегистрирован внук Крупина М.И. - ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ в доме зарегистрирован зять Крупина М.И. - ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Крупин М.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением жилищной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья участника Великой Отечественной войны Крупина М.И., <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, признана нуждающимся в жилье. На основании постановления Администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Крупин М.И. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилье. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> пакет документов ветерана ВОВ Крупина М.И. направила в жилищную комиссию Калачинского муниципального района Омской области. ДД.ММ.ГГГГ секретарем жилищной комиссии документы Крупина М.И. были возвращены без объяснения причин отказа в принятии, без направления в адрес истца соответствующего письменного уведомления. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.. Размер жилой площади, приходящийся на 1 проживающего члена семьи Крупина М.И., составляет менее учетной нормы при общей площади дома в 25,8 кв.м. При таких обстоятельствах имеет место факт невозможности проживания Крупина М.И. в вышеназванном жилом помещении. Кроме того, в силу преклонного возраста проживание Крупина М.И. в жилом помещении при отсутствии централизованного отопления, водоснабжения крайне затруднительно, в связи с чем просили признать незаконным отказ администрации Калачинского муниципального района Омской области, выразившийся в не включении Крупина М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки на предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем; обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области включить Крупина М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки на предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании помощник прокурора Макаров Д.С. заявленные требования поддержал, просил признать незаконным отказ администрации Калачинского муниципального района Омской области о включении Крупина М.И., 08.11.1927 года рождения, в списки на предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем; обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области включить Крупина М.И. в списки на предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Истец Крупин М.И., его представитель Королева Н.М., действующая на основании ходатайства истца в рамках судебного заседания, заявленные требования поддержали в полном объеме, дополнительно показав, что Крупин М.И. был призван в ряды вооруженных сил СССР в ноябре 1944 года, участия в боевых действиях не принимал, демобилизован из армии в 1951 году. Данный жилой дом был приобретен Крупиным М.И. и его супругой еще ДД.ММ.ГГГГ, однако документально это оформлено не было, поскольку на приобретаемое жилье в о время еще не имелось даже технической документации. Ввиду этих обстоятельств, собственность на указанное жилое помещение была оформлена лишь в ДД.ММ.ГГГГ, выдано свидетельство о государственной регистрации права на основании технической документации. Жилого помещения Крупину М.И. органами власти не предоставлялось, иного жилого помещения не имеют.
Представитель ответчика - администрации Калачинского муниципального района Омской области, Медведева Е.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, представив суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила в жилищную комиссию Калачинского муниципального района пакет документов ветерана ВОВ, <данные изъяты> Крупина М.И. для включения в списки граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. В ДД.ММ.ГГГГ специалистом жилищной комиссии Калачинского муниципального района личное дело Крупина М.И. направлено в Управление Министерства труда и социального развития по Омской области для разъяснения норм действующего законодательства, в августе 2010 г. личное дело возвращено, при этом специалистом Минтруда Омской области устно были даны разъяснения о невозможности включения Крупина М.И. в списки граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, о чем устно было сообщено заявителю. При повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ. дочери Крупина М.И., в адрес заявителя направлен письменный ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 «О ветеранах». Кроме того, участники ВОВ, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, в части предоставления жилья не приравниваются к инвалидам ВОВ, поэтому не имеют права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» в порядке, предусмотренном для инвалидов ВОВ, однако в их удостоверениях должна быть произведена отметка о праве на льготы, установленные ст. 14 указанного закона, на основании изложенного просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - глава Администрации <адрес> Маглова С.В. заявленные требования признала полностью и пояснила, что действительно, по обращению Крупина М.И в Администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии и вынесено решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий участника ВОВ Крупина М.И. ДД.ММ.ГГГГ пакет документов Крупина М.И. передан Администрацией <адрес> в жилищную комиссию Калачинского муниципального района для постановки на учет. Однако данные документы были возвращены без письменного ответа. Считает, что постановка на учет ветерана войны являлась обоснованной и законной, в силу чего находит отказ Администрации Калачинского муниципального района в части включения в списки гражданина на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Омской области, Глущенко М.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не просила суд об отложении дела, представив письменный отзыв, из которого следует, что согласно пункту 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, Минтруд ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по муниципальным образованиям Омской области (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В направленном Администрацией Калачинского района в Минтруд списке граждан, претендующих на получение социальных выплат, не указан Крупин М.И. Соответственно, и в сводных списках, периодически направляемых Минтрудом в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Крупин М.И. также не указан. Таким образом, Минтруд, действуя в рамках полномочий, предоставленных законодательством, права и законные интересы Крупина М.И. не нарушало.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает требования Калачинского межрайонного прокурора в интересах Крупина М.И. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Крупин М.И. является ветераном ВОВ, <данные изъяты> и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, согласно удостоверения серии № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. № <адрес>, общей площадью 25,8 кв.м принадлежит Крупину М.И. на праве собственности. Дом 1950 года постройки, неблагоустроен, отопление печное, водоснабжение от водозаборной колонки, туалет расположен на придомовой территории, износ дома составляет 59 %. Другого жилого помещения в собственности Крупина М.И., Крупиной Т.В. нет.
Однако, в данной квартире проживает 4 человека, а именно: Крупин М.И. с женой Крупиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ., проживают в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в доме зарегистрирован внук Крупина М.И. - ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ в доме зарегистрирован зять Крупина М.И. - ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. №), что помимо показаний указанных лиц подтверждается и выпиской из похозяйственной книги (л.д. №). Вышеуказанные родственники проживают с Крупиным М.И. постоянно и ведут с ним совместное хозяйство, таким образом, квартирная площадь Крупина М.И. меньше установленной учетной нормы площади жилого помещения на территории <адрес>, которая установлена 15 кв.м. общей площади жилья на одного проживающего члена семьи.
Применительно к вышесказанному, суд считает, что Крупин М.И. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветеран Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы, имеющий право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона устанавливаются категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно п.п. «з» п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
П. 4 ст. 17 данного Федерального Закона предусмотрены меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Положениями п. 1 ст. 23.2 настоящего Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 2 статьи, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
На основании п.п. 2 п. 3 статьи 23.2, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, ряда категорий граждан, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым безусловно относится и Крупин М.И.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) было предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В целях реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В силу п. 1 Порядка, он определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
П.3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно п.4 ст.52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Применительно к вышеизложенным нормам, Крупин М.И. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в том числе и.
Согласно Закону Омской области от 28.12.2005 № 722-03 «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» и на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищной комиссией Администрации <адрес> заявление Крупина М.И. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено (л.д. №), и на основании её решения Постановлением Главы администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ВОВ Крупин М.И. был поставлен на учет, как нуждающийся в приобретении жилья (л.д. 12), и ДД.ММ.ГГГГ необходимый пакет документов направлен в жилищную комиссию администрации Калачинского муниципального района (л.д. № Однако в ДД.ММ.ГГГГ секретарем жилищной комиссии документы ветерана Крупина М.И. были возвращены без объяснения причин отказа в принятии и без направления в адрес истца соответствующего письменного уведомления.
Вместе с тем, как установлено судом, Крупин М.И. ранее не пользовался мерой государственной социальной защиты в виде обеспечения жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, Крупин М.И. как ветеран ВОВ, нуждающийся в улучшении жилищных условий и имеющий право на социальную поддержку, согласно федерального Закона от 12.01.1995г. №5 ФЗ «О ветеранах» должен быть обеспечен жильем независимо от времени постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и в силу Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет такое право.
Администрация Калачинского муниципального района без учета изложенных выше обстоятельств фактически отказала ветерану ВОВ Крупину М.И. в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, без вынесения соответствующего документа возвратив предоставленный для регистрации пакет документов.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, поскольку данный отказ Администрации Калачинского района является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Калачинского межрайонного прокурора в интересах Крупина М.И. к Администрации Калачинского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Калачинского муниципального района Омской области, выразившийся в не включении Крупина М.И. в списки на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Признать Крупина М.И., ветерана Великой Отечественной Войны, нуждающимся в жилом помещении.
Обязать администрацию Калачинского муниципального района поставить на учет Крупина М.И. в качестве нуждающегося в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1 Постановления Главы Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года.
Судья