РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 годаг. Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.
при секретаре: Орловой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-152/2011 по иску Погребняка В.А. к ГУ УПФ РФ в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пенсии, зачете периодов работы в специальный стаж и понуждении к досрочному назначению пенсии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Погребняк В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПР РФ по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в виду того, что им выработан льготный стаж в должности учителя <данные изъяты>» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заседанием Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему отказано в установлении досрочной пенсии по старости, так как нет необходимого стажа работы, связанного с его трудовой деятельностью, в частности, 25 лет стажа работы учителем в школах <адрес> и <адрес>ов <адрес>. Фактически, на основании протокола, у него имеется 24 года, 03 месяца, 27 дней. Полагает, что ему необоснованно исключили из льготного стажа период работы с 18 января 1988 года (решение бюро <адрес> комитета компартии № от ДД.ММ.ГГГГ) по 20 марта 1989 года (решение бюро <адрес> комитета компартии № от ДД.ММ.ГГГГ) в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <данные изъяты>. С 15 августа 1985 года и по настоящее время работал в двух школах <адрес>: <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также и в <данные изъяты> <адрес>, стаж не прерывался. Работал и продолжает работать учителем <данные изъяты> с 7 октября 1997 года. Просит признать отказ ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ему пенсии по старости досрочно незаконным, обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на получение пенсии по старости досрочно, весь период работы в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <данные изъяты>, обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> назначить ему пенсию по старости с 15 февраля 2011 года.
В судебном заседании истец Погребняк В.А. исковые требования поддержал, показав, что требований иного характера заявлять не желает, в частности не требует включения в специальный стаж времени административных отпусков, пояснив, что с 15 августа 1985 года работал директором <данные изъяты>. На основании решения бюро <данные изъяты>, опротестовать которое фактически не представлялось возможным, с 18.01.1988 года был утвержден инструктором отдела пропаганды и агитации <данные изъяты>, в связи с чем и был уволен из школы. 20.03.1989 года был освобожден от должности инструктора <данные изъяты> поскольку сам подал о том заявление, и с 20.03.1989 года принят и назначен на работу директором <данные изъяты> <адрес>, где проработал по 07.10.1997 года, а затем уволился по собственному желанию, и 07.10.1997 года трудоустроился учителем средней школы № <адрес>, где работает по настоящее время. В данном стаже имеется лишь один перерыв, поскольку с 19 января 1988 года по 19 марта 1989 года работал в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <данные изъяты> в полном режиме рабочего времени. Поскольку данный период из его стажа был пенсионным фондом исключен, просит зачесть его в специальный стаж, так как за весь указанный период времени, при исполнении обязанностей инструктора <данные изъяты>, получал заработную плату, как инструктор в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ по <адрес> Гуслякова М.А., действующая по доверенности, иск не признала, поддержав поданный в суд отзыв на исковое заявление, пояснила, что Погребняк В.А. не имеет право на досрочное назначение пенсии, так как период работы с 19.01.1988 г. по 19.03.1989 г. в должности инструктора отдела пропаганды и агитации райкома КПСС не может быть включен в льготный стаж, т.к. эта должность не поименована в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ранее действовавшие нормативные акты, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 также не содержали каких- либо условий, при которых спорный период подлежал бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. В рамках действующего до 01.10.1993 г. постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 нельзя рассматривать спорный период, т.к. согласно Положению о порядке исчисления стажа, утвержденного этим же постановлением, не выполнены условия, предусмотренные п.4, в период действия постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, т.е. периоды выборной работы в партийных и комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет по 30.09.1993 г., при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа на 01.10.1993 г., требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию.
Представитель третьего лица <данные изъяты> <адрес> Тарачева Л.Т. в судебном заседании заявленные исковые требования истца поддержала, пояснив, что в должности директора <данные изъяты> <адрес> состоит с ДД.ММ.ГГГГ, в данный период времени истец работает в должности учителя в рамках учительской ставки, считает что в педагогический стаж истца должен быть включен и период работы в <данные изъяты>, поскольку в тот период времени отказаться от данного назначения практически было невозможно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или строит свои возражения.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование.
Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с указанными конституционными положениями, Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, предусматривалось длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливалось право на получение пенсии за выслугу лет, (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом, названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывал не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
Данное право было трансформировано в положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в частности при установлении общего правила назначения пенсии по старости, предусмотренного ст. 7 Закона, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, в силу п. 10 ст. 28 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;
В соответствии со ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. При этом действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательных учреждений на территории РФ, независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.
Применительно к указанным требованиям Закона в ходе судебного заседания было установлено, что Погребняк В.А., имея высшее педагогическое образование, что подтверждается дипломом № (л.д. №), 15.08.1985 года был принят директором <данные изъяты>, 18.01.1988 года уволен в связи с переводом инструктором отдела агитации и пропаганды <данные изъяты> на основании приказа по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, 18.01.1988 года утвержден инструктором отдела агитации и пропаганды <данные изъяты>, 20.03.1989 года освобожден от занимаемой должности в связи с поданным заявлением, 20.03.1989 года принят и назначен директором <данные изъяты>, 12.01.1993 года установлен 12 разряд ЕТС директору и 13 разряд учителю, 07.10.1997 года уволен ст. 31 КЗОТ РФ, 07.10.1997 года принят учителем истории в <данные изъяты> <адрес>, присвоен 13 разряд ЕТС, 03.03.1999 года присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель», ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> переименована на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <адрес>, 17.10.2003 г. присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель», 31.01.2008 г. присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель», ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> №» переименовано в <данные изъяты>» <адрес> (л.д. №), где и работает по настоящее время.
Таким образом, стаж работы истца, как педагогического работника образовательного учреждения, пользующегося правом льготного пенсионного обеспечения в соответствии ст. ст.12,55 ФЗ «Об образовании», необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, на момент его обращения в ГУ УПФ РФ по <адрес> 15.02.2011 года составлял не менее установленного ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается кроме того представленной копией трудовой книжки.
Вместе с тем, ГУ УПФ РФ по <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по старости лет досрочно Погребняк В.А. отказано, в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. При этом ответчик установил наличие фактического стажа по осуществлению педагогической деятельности в размере 24 года 03 месяца 27 дней, исключив из специального стажа: период работы с 19.01.1988 г. по 19.03.1989 г. (с учетом включения в специальный стаж дня увольнения – 18.03.1988 г., и дня трудоустройства – 20.03.1989 г.) в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <данные изъяты>, а также и периоды административных отпусков: 15.03.2003 г., 05.05.2003 г., 03.10.2003 г..
Поскольку вопрос исключения из специального стажа Погребняка В.А. периодов административных отпусков 15.03.2003 г., 05.05.2003 г., 03.10.2003 г. истцом не оспаривался, что подтверждено в судебном заседании, суд оснований для оценки законности исключения из специального стажа данных временных промежутков не усматривает.
В то же время, суд признает решение ГУ УПФ РФ в части исключения из специального стажа периода работы в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <данные изъяты> с 19.01.1988 г. по 19.03.1989 г. незаконным, исходя из следующего.
Представителем ответчика не оспаривался характер деятельности истца, было лишь заявлено на отсутствие этой должности в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.
Однако, суд находит данные доводы ответчика противоречащими требованиям закона.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г. "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N 463.
Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 г. N 1397) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских Органах.
Применительно к рассматриваемой ситуации установлено, что истец 18.01.1988 года утвержден в качестве инструктора отдела пропаганды и агитации <данные изъяты> на основании Постановления бюро <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №
В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты.
Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст.19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2-3 ст. 59 Конституции РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29 января 2004 г. установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в т.ч. стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
При таких обстоятельствах право на включение периода работы в должности инструктора отдела пропаганды и агитации райкома КПСС, приобретенное на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ.
Тем самым, суд считает необходимым применить вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года и включить период работы Погребняка В.А. с 19.01.1988 года по 19.03.1989 года, т.е. 1 год 2 месяца 1 день, в должности инструктора отдела пропаганды и агитации райкома КПСС в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию.
Так, в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что истец за период 19.01.1988-19.03.1999 год был протарифицирован как инструктор, получая заработную плату из фонда заработной платы учреждения как за выполняемую работу (л.д. №
При этом, Погребняк В.А. был назначен на должность инструктора, и работодателем при составлении тарификационных списков в педагогический стаж был включен период времени, когда истцом исполнялись обязанности инструктора <данные изъяты>.
Более того, согласно педагогического словаря под редакцией Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, педагогическая деятельность- это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и самореализации личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Тем самым, выполняемая Погребняком В.А. работа в <адрес> <данные изъяты> в должности инструктора отдела агитации и пропаганды была связана с осуществлением функций, характерных для деятельности педагога в соответствии с задачами данного учреждения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, применение ГУ УПФ РФ при обосновании отказа в назначении пенсии положений п. 4 постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 без учета периода выборной работы в партийных и комсомольских органах в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет по 30.09.1993 г., является необоснованным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что подлежит зачету в специальный стаж истца период работы с 19.01.1998 года по 19.03.1989 года.
Поскольку иные временные промежутки, исключенные ответчиком из специального стажа, истцом не оспаривались, в судебном заседании им было поддержано требование о зачете в специальный стаж лишь указанного выше периода трудовой деятельности, что позволяет назначить пенсию с момента подачи письменного заявления в пенсионный фонд, суд не находит оснований для осуществления анализа исключения из специального педагогического стажа иных временных промежутков (административных отпусков 15.03.2003 г., 05.05.2003 г., 03.10.2003 г.).
В соответствии с п. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей устанавливается при стаже не менее 25 лет. Стаж работы истца, как педагогического работника образовательного учреждения, пользующегося правом льготного пенсионного обеспечения в соответствии ст. ст. 12, 55 ФЗ «Об образовании», необходимый для назначения трудовой пенсии по льготным основаниям на день рассмотрения данного дела в суде - 25 лет 07 месяцев 11 дней, а на момент его обращения в ГУ УПФ РФ по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) составлял не менее установленного ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно: 25 лет 05 месяцев 28 дней, что подтверждается представленной копией трудовой книжки, а также данными о страховом стаже, представленными в пенсионном деле на имя Погребняк В.А..
Согласно ч.1, 2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, которым считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, при этом, пенсия назначается не ранее дня возникновения права на неё. Исходя из принципа диспозитивности, поскольку истец в судебном заседании поддержал лишь ранее заявленные исковые требования, окончательно определив предметом судебного спора решение ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, днем обращения Погребняка В.А. в Управление Пенсионного Фонда РФ являлся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № что не оспаривалось ответчиком. В связи с чем на ответчика необходимо возложить обязанность по назначению пенсии истцу со дня обращения за ней т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На наличие других оснований к отказу в назначении пенсии истцу, ответчик в ходе судебного разбирательства по делу не ссылался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Погребняк В.А. к ГУ УПФ РФ в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пенсии, зачете периода работы в специальный стаж и понуждении к досрочному назначению пенсии удовлетворить.
Признать отказ ГУ УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в отношении Погребняк В.А. незаконным.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости лет досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы Погребняк В.А. в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Горьковского райкома КПСС с 19.01.1988 года по 19.03.1989 года, т.е. 1 год 2 месяца 1 день.
Обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> назначить пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности Погребняк В.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2011 года.
Судья