РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 07 июня 2011 года
Калачинский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Добрынина С.А.,
при секретаре Орловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-438/2011 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района о признании деятельности ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь незаконной, приостановлении деятельности ООО ЖКХ «Сорочинкое» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь, суд
УСТАНОВИЛ:
В Калачинский городской суд обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области с исковым заявлением к ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения калачинского муниципального района о признании деятельности ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь незаконной, приостановлении деятельности ООО ЖКХ «Сорочинкое» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь, в котором указали, что согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект, р. Омь находиться в собственности Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Исходя из изложенного дно берега водоемов составляют единый водный объект. Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохраной зоны рек протяженностью от истока более 50 км составляет 200 метров.
Управлением Росприроднадзора по Омской области в апреле 2011 года проведено административное расследование в отношении ООО ЖКХ «Сорочинское» в ходе которого было установлено следующее:
В соответствии с письмом Главы Администрации Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области Шишлак В.Н. от 07.04.2011г. №486 ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь в целях хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
При проведении административного расследования ООО ЖКХ «Сорочинское» предоставило в Управление Росприроднадзора по Омской области Постановление Главы Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области В,Н. Шишлак от 02.03.2010 г. № 14-п «О передаче инженерных сетей инфраструктуры в аренду», согласно которого в аренду ООО «ЖКХ «Сорочинское» должно быть передано муниципальное имущество. Договор аренды № 1 с приложением акта приема-передачи инженерных сетей инфраструктуры от 02.03.2010 г. свидетельствует о передаче в аренду ООО ЖКХ «Сорочинское» муниципальное имущество, используемое для оказания коммунальных услуг: насосная станция с. Сорочино; водонапорная башня с. Сорочино; насосная станция д. Докучаевка; водопровод, расположенный в с. Сорочино, д. Докучаевка и д. Кирьяновка протяженностью 9325 м, 2700 м и 2320 м соответственно.
Водозаборное сооружение (насосная станция) в с. Сорочино расположено на 157 км правого берега реки Омь от устья на расстоянии 20 м от береговой линии водного объекта р. Омь в границах прибрежной защитной полосы водоохраной зоны водного объекта р. Омь. Ширина водоохраной зоны реки Омь определена пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ и составляет 200 метров.
В соответствии с ч. 11 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы водного объекта реки Омь составляет 50 метров.
Забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта реки Омь в с. Сорочино осуществляется ООО ЖКХ «Сорочинское» с использованием электромеханических насосов марки К-90/85 и К-90/55 производительностью 90 м3/час. Насос марки К-90/85 используется в летнее время года, насос марки используется в зимнее время года. В д. Докучаевка используется глубинный насос марки ЭЦВ-4-6.5-130 производительностью 6,5 м /час, установленный непосредственно на водном объекте р. Омь. Изымаемая данным насосом вода подается населению д. Докучаевка и д. Кирьяновка.
ООО ЖКХ «Сорочинское» является плательщиком водного налога и предоставляет декларации по водному налогу (в том числе за 2010 год), что подтверждается письмом Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №дсп. Согласно данного письма ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов в объеме 52,6 тыс.м в год для хозяйственно-бытовых нужд населения, а также в объеме 20,081 тыс.м в год для производственных целей.
ООО ЖКХ «Сорочинское» выполнен расчет тарифов на холодную воду на 2011 год.
В соответствии с Договором об оказании услуг по водоснабжению и водоотведению от ДД.ММ.ГГГГ № ООО ЖКХ «Сорочинское» обязуется обеспечивать Ш., проживающего по адресу: <адрес>, технической водой для бытовых нужд.
Данный расчет тарифов и договор об оказании услуг по водоснабжению подтверждают факт изъятия ООО ЖКХ «Сорочинское» водных ресурсов из водного объекта реки Омь.
В ходе проведения административного расследования документы, свидетельствующие о том, что ООО ЖКХ «Сорочинское» обращалось в Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области для заключения договора водопользования не представлены.
В Государственном водном реестре оформленное ООО ЖКХ «Сорочинское» право пользования водным объектом р. Омь не зарегистрировано, что подтверждается информацией на официальном сайте Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет по состоянию на 01.04.2011 года.
Объяснения исполняющей обязанности директора ООО ЖКХ «Сорочинское» Геринг А.В. от 15.04.2011 года также подтверждают факт изъятия водных ресурсов из водного объекта реки Омь при отсутствии договора водопользования. Хозяйственная деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из водного объекта р. Омь начата с 4 мая 2010 года.
Таким образом, ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет хозяйственную деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из водного объекта реки Омь на 157 км и 169 км от устья реки для хозяйственно-бытовых нужд населения и производственных целей в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
В связи с чем постановлением о назначении административного наказания № В-178/05-037/2011/1 от 19 апреля 2011 г. ООО ЖКХ «Сорочинское» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Постановление не обжаловалось, штраф оплачен в полном объеме. На основании изложенного, просит суд: признать деятельность ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь незаконной. Приостановить деятельность ООО ЖКХ «Сорочинкое» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в назначенное время в суд не явился, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства по делу, Государственный советник РФ А.Ф. Щербаков представил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие данного представителя в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ООО ЖКХ «Сорочинское» директор Геринг А.В. иск признала в полном объеме, о чем расписалась в протоколе судебного заседания и суд в порядке ст. 60 ГПК РФ принял факт признания иска. Кроме этого представитель ответчика пояснила, что ими предпринимаются меры к устранению нарушений закона, подготовлен пакет документов для обращения в Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области для заключения договора водопользования и внесения в Государственный водный реестр зарегистрированного права пользованием водным объектом р. Омь.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект – река Омь- находится в собственности Российской Федерации,
На основании ч. 3 ст. 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Исходя из изложенного дно берега водоемов составляют единый водный объект.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохраной зоны рек протяженностью от истока более 50 км составляет 200 метров.
Постановлением Правительства от 04 ноября 2006 г. № 640 утверждены «Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», на основании ч.1 Критериев, река Омь отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ водный объект находящийся в федеральной собственности предоставляется в пользование на основании договора водопользования.
Как установлено в ходе судебного рассмотрения Управлением Росприроднадзора по Омской области в апреле 2011 года проведено административное расследование в отношении ООО ЖКХ «Сорочинское» в ходе которого было установлено следующее: В соответствии с письмом Главы Администрации Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области Шишлак В.Н. от 07.04.2011г. № 486 ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь в целях хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Водозаборное сооружение (насосная станция) в с. Сорочино расположено на 157 км правого берега реки Омь от устья на расстоянии 20 м от береговой линии водного объекта р. Омь в границах прибрежной защитной полосы водоохраной зоны водного объекта р. Омь. Ширина водоохраной зоны реки Омь определена пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ и составляет 200 метров. Забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта реки Омь в с. Сорочино осуществляется ООО ЖКХ «Сорочинское» с использованием электромеханических насосов марки К-90/85 и К-90/55 производительностью 90 м3/час. Насос марки К-90/85 используется в летнее время года, насос марки используется в зимнее время года. В д. Докучаевка используется глубинный насос марки ЭЦВ-4-6.5-130 производительностью 6,5 м /час, установленный непосредственно на водном объекте р. Омь. Изымаемая данным насосом вода подается населению д. Докучаевка и д. Кирьяновка. В Государственном водном реестре оформленное ООО ЖКХ «Сорочинское» право пользования водным объектом р. Омь не зарегистрировано. Таким образом, ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет хозяйственную деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из водного объекта реки Омь на 157 км и 169 км от устья реки для хозяйственно-бытовых нужд населения и производственных целей в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью. Исходя из положений ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, кроме прочего, для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Водного кодекса РФ договор водопользования считается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Таким образом, деятельность ООО ЖКХ «Сорочинское» по использованию водного объекта с целью водозабора для хозяйственно-бытовых нужд населения и производственных целей, что предопределяет обязанность ответчика устранить указанное нарушение законодательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды.
Самовольное пользование р. Омь влечет загрязнение водного объекта и иные негативные последствия, и в будущем негативно отразятся на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения, поскольку р. Омь является источником питьевого водоснабжения.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Согласно Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
1. допустимости воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
2. запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
3. соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
4. обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
5. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
На основании пункта 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений иных объектов.
В соответствии со ст.43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
При этом согласно п.3 ст.43 ВК РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, в соответствии со ст.59 Водного кодекса РФ, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использования использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Водоохранные зоны, согласно статье 111 Водного кодекса Российской Федерации, являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.
Как установлено судом, ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь в целях хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Водозаборное сооружение (насосная станция) в с. Сорочино расположено на 157 км правого берега реки Омь от устья на расстоянии 20 м от береговой линии водного объекта р. Омь в границах прибрежной защитной полосы водоохраной зоны водного объекта р. Омь. В Государственном водном реестре оформленное ООО ЖКХ «Сорочинское» право пользования водным объектом р. Омь не зарегистрировано. Таким образом, ООО ЖКХ «Сорочинское» осуществляет хозяйственную деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из водного объекта реки Омь на 157 км и 169 км от устья реки для хозяйственно-бытовых нужд населения и производственных целей в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Выводы суда подтверждаются предоставленными письменными доказательствами, в том числе определением № В-178/05-037/2011 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 6), протоколами № В-178/05-037/2011/1 и № В-178/05-037/2011/2 от 15.04.2011 года об административном правонарушении (л.д. 7-8, 9-10), постановлением о назначении административного наказания от 19.04.2011 года, согласно которого ООО ЖКХ «Сорочинское» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 К РФ о АП, на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 6000 рублей (л.д. 11-12) и другими доказательствами исследованными в ходе судебного заседания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района о признании деятельности ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь незаконной, приостановлении деятельности ООО ЖКХ «Сорочинкое» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь удовлетворить.
Признать деятельность ООО ЖКХ «Сорочинское» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь незаконной.
Приостановить деятельность ООО ЖКХ «Сорочинкое» Сорочинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Омь
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Калачинский городской суд.
Судья С.А. Добрынин
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2011 года.