Решение по иску Калачинского межрайонного прокурора к Администрации Калачинского района о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            г. Калачинск                                              5 июля 2011 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора Гришаевой А.В., при секретаре Ефременко Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-415/2011 по иску Калачинского межрайонного прокурора в интересах РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействия по формированию земельных участков под места погребения на территории Репинского сельского поселения и понуждении сформировать земельные участки, суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд обратился с исковым заявлением Калачинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно – эпидемиологического законодательства и обязании организовать на территории поселения места захоронения соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно – эпидемиологического законодательства, указав, что на территории данного поселения имеется 4 кладбища, какая либо документация на которые отсутствует, земельный участок не сформирован, в нарушение положений ст.15 Конституции РФ, ст.4, 14,16,25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» администрацией Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области организация мест захоронения не проводилась, чем были нарушены права граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду, создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

Определением суда от 5.07.2011 года по ходатайству прокурора произведена замена стороны ответчика, в качестве надлежащего ответчика привлечена администрация Калачинского муниципального района, Администрация Репинского сельского поселения привлечена в качестве третьего лица.

В судебном заседании прокурор Гришаева А.В. заявила об изменении исковых требований, в которых просила признать незаконным бездействие Администрации Калачинского муниципального района по формированию земельных участков, занятых под места погребения, расположенные на территории Репинского сельского поселения и обязать администрацию Калачинского муниципального района до 1.11.2011 сформировать указанные земельные участки, поскольку земельные участки под места погребения находятся в государственной собственности, в связи с чем обязанность по их формированию должна быть возложена на администрацию района, при этом, администрация Репинского сельского поселения должна быть освобождена от указанных обязанностей.

     Представитель ответчика Администрации Калачинского муниципального района Медведева Е.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что большая часть земли, в том числе занятой под места захоронения не сформирована, полномочия по формированию земельных участков законом возложены на администрацию муниципального района, которая и намерена это осуществить, после чего передаст сформированные участки сельским поселениям.

Представитель третьего лица администрации Репинского сельского поселения Тамаровский В.С. дал суду пояснения аналогичные представителю администрации Калачинского муниципального района.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 15 Конституции РФ регламентирует высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.2 ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Местами погребения в силу ст. 4 ч.1 указанного Закона являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с ч.1,4 ст.16 указанного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения, предоставление земельного участка для размещения места погребения, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Исходя из положений ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории Репинского сельского поселения располагаются 4 кладбища, правоустанавливающие документы на которые отсутствуют, земельные участки, находящиеся в государственной собственности под размещение мест погребения не отведены.

В силу п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, обязанность по формированию земельного участка, используемого под места погребения возлагается на органы местного самоуправления, которыми в условиях не разграничения собственности на землю является администрация Калачинского муниципального района.

Между тем, в нарушение данных требований на территории Репинского сельского поселения земельные участки под места погребения не сформированы, их регистрация в установленном порядке не произведена.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

Вывод суда так же подтверждается письменными доказательствами имеющимися в материалах дела, в частности, на основании Закона Омской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Калачинским муниципальным районом и входящими в его состав сельскими поселениями Омской области» № 30 от 26.04.2007 года в собственность Репинского сельского поселения как кладбища, так и земельные участки под места погребения не передавались.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Калачинского муниципального района по формированию земельных участков, занятых под места погребения, расположенных на территории Репинского сельского поселения.

Обязать Администрацию Калачинского муниципального района до 01.11.2011 года сформировать земельные участки, занятые под места погребения, расположенные на территории Репинского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано либо на него принесено представление в Омский областной суд через Калачинский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2011 года.