РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 августа 2011 года г.Калачинск Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора Макарова Д.С., при секретаре Ефременко Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-686/2011 по иску Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского городского поселения о признании бездействия по организации водоснабжения населения района питьевой водой незаконным и обязании организовать водоснабжение питьевой водой, к ООО «Калачинский водоканал» о признании незаконной деятельности по подаче воды населению ненадлежащего качества и обязании организовать предоставление потребителям жилищно- коммунальных услуг в виде подачи питьевой воды надлежащего качества, суд У С Т А Н О В И Л: Калачинский межрайонный прокурор обратился в Калачинский городской суд к ответчикам с вышеуказанными требованиями в котором указал, что в результате проведенной проверки было установлено, что водоснабжение в Калачинском районе должным образом не организовано, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта отсутствует, потребителям подается вода по составу и свойствам, не отвечающая нормативным требования, что нарушает права граждан на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, получение питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд в необходимом количестве, собственником сетей является Администрация Калачинского муниципального района, которая 25.10.2010 года передала по концессионному соглашению объекты водоснабжения ООО «Калачинский водоканал», руководствуясь ст.15 Конституции РФ, ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.18,19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, просили суд признать незаконным бездействие администрации Калачинского муниципального района, администрации Калачинского городского поселения, ООО «Калачинский водоканал» по организации водоснабжения и водоотведения в границах Калачинского городского поселения, признать деятельность ООО «Калачинский водоканал» по предоставлению населению за плату коммунальной услуги поставки воды, не отвечающей санитарно-гигиенических и санитарно- эпидемиологических правил и норм незаконной, обязать администрацию Калачинского муниципального района, администрацию Калачинского городского поселения организовать водоснабжение и водоотведение в границах поселения в срок до 1.12.2011 года, обязать ООО «Калачинский водоканал» организовать предоставление потребителям жилищно- коммунальных услуг надлежащего качества в срок до 1.12.2011 года. В судебном заседании прокурор Макаров Д.С. уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации Калачинского муниципального района, администрации Калачинского городского поселения по организации водоснабжения в границах Калачинского городского поселения и обязать администрацию Калачинского муниципального района, администрацию Калачинского городского поселения организовать водоснабжение в срок до 1.12.2011 года,, признать деятельность ООО «Калачинский водоканал» по предоставлению населению за плату коммунальной услуги поставки воды, не отвечающей санитарно-гигиенических и санитарно- эпидемиологических правил и норм незаконной и обязать ООО «Калачинский водоканал» организовать предоставление потребителям жилищно- коммунальных услуг в виде подачи питьевой воды надлежащего качества в срок до 1.12.2011 года, в остальной части поддержал изложенное в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Калачинского городского поселения Балашенко В.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что объекты водоснабжения не находятся в собственности казны городского поселения, в 2010 году полномочия по решению вопроса водоснабжения были переданы администрации Калачинского муниципального района, в связи с чем городское поселение не имеет возможности участвовать в организации водоснабжения на территории Калачинского городского поселения. Представитель ответчика администрации Калачинского муниципального района Розбах Е.Б., действующий на основании доверенности, требования не признал, суду пояснил, что, не оспаривая факт подачи населению воды ненадлежащего качества, администрация района принимает меры к организации водоснабжения соответствующего требованиям санитарных правил, заключен муниципальный контракт на сооружение установки ультрафильтрационной обработки речной воды, идут пусконаладочные работы, завершение которых планируется в ноябре 2011 года, после чего вода, подаваемая населению будет надлежащего качества. Представитель ООО «Калачинский водоканал» Сдвижкова Л.Б., действующая на основании доверенности, иск признала, пояснила, что на основании концессионного соглашения от 26.10.2010 года ООО «Калачинский водоканал» обязан за свой счет модернизировать объекты водоснабжения и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению водоснабжения на территории Калачинского муниципального района, с администрацией Калачинского городского поселения в связи с отсутствием у них сетей вопросы водоснабжения не решаются, во исполнение указанных обязанностей выполняется ремонт старой системы очистки воды, производится замена сетей, капитальный ремонт водоприемника, смонтирована установка по производству и подачи в сеть оксидантов, строятся новые сети, ремонтируются водоразборные колонки, однако исходя из первоначального качества принимаемой воды, которое меняется в зависимости от времени года, а также количества разбора воды качество воды непостоянно, устранение поставки воды ненадлежащего качества будет иметь место с вводом новой установки фильтрования воды, которое планируется в ноябре 2011 года. Третье лицо Управление Роспотребнадзора Омской области в Калачинском районе были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание не явились, представили суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. Статья 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья. Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст.19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Исходя из положений ст.ст. 4. 7. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, в также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Подпунктом «б» п. 49 Правил регламентирована обязанность исполнителя предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором. Исходя из п. 75 указанных Правил исполнитель несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель не освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". В силу п. 2.2. СанПиН качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 3.1. СанПиН). Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2 СанПиН). В судебном заседании установлено, что ООО "Калачинский водоканал" является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли. Для этого им осуществляются основные виды деятельности, в том числе, водоснабжение ( п.3.2 Устава) Калачинского муниципального района. В целях реализации поставленных обществом уставных целей, ООО "Калачинский водоканал" на основании концессионного соглашения № от 26.10.2010 года владеет и пользуется объектами недвижимого имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения в Калачинском районе. Указанные обстоятельства подтверждены Уставом общества (л.д.30-34), концессионным соглашением № от 26.10.2010 года (л.д.62-69) и не оспаривались сторонами. При таких обстоятельствах, ООО "Калачинский водоканал", осуществляющее эксплуатацию систем питьевого водоснабжения населения Калачинского муниципального района обязано обеспечить соответствие качества питьевой воды нормативным требованиям по всем четырем критериям ее оценки (эпидемической и радиационной безопасности, безвредности химического состава, благоприятных органолептических свойств). Между тем, лабораторными исследованиями воды из водопроводной системы <адрес>, НФС <адрес> от 08.07.2011 года с датой отбора 06.07.2011 года, выполненных в рамках проведения мероприятий по надзору, в результате которых было выявлено несоответствие качества водопроводной воды перед подачей в водоразводящую сеть с насосно-фильтровальной станции требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества СанНиН 2.1.4.1074-01» по физико-химическим показателям, что подтверждается протоколами испытаний: 1) № от 8.07.2011 года, место отбора пробы: <адрес>- образец пробы воды не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по показателям мутности, цветности, окисляемости, железа, 2) № от 08.07.2011 года, место отбора пробы: <адрес>- образец пробы воды не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям, мутности и цветности, окисляемости, железу; 3) № от 08.07.2011 года место отбора пробы: <адрес> <адрес>- образец пробы воды не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям, мутности и цветности, окисляемости, содержанию железа; 4) № от 08.07.2011 года место отбора пробы: <адрес>- образец пробы воды не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям, мутности и цветности, окисляемости, содержанию железа (л.д.8-14). Согласно экспертного заключения по результатам лабораторных исследований Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе № К/Л от 11.07.2011 года пробы воды, отобранных в <адрес>- НФС и в <адрес>, <адрес>- водоразборная колонка, в <адрес> <адрес> в <адрес> по санитарно- химическим показателям не соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, что свидетельствует о недостаточной очистке сооружений, по микробиологическим показателям, что свидетельствует о загрязнении разводящей сети (л.д.15). За выявленные нарушения санитарного законодательства ООО «Калачинский водоканал» постановлением № от 19 июля 2011 года привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.4 Кодекса об административной ответственности РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей. Доводы представителя ООО «Калачинский водоканал» о сезонности указанных нарушений, связанных с объективными причинами, снижением уровня воды в р.Омь, увеличение потребления воды населением Калачинского района суд находит необоснованными, не влияющими на объем обязанности и уровень ответственности указанных лиц, поскольку согласно п. 2.6. СанПиН в случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства. Пунктом 2.6.1. СанПиН допускаются отклонения от гигиенических нормативов при одновременном выполнении следующих условий: - обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом; - соблюдения согласованных с центром Госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов; - максимального ограничения срока действия отступлений; - отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений; - обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды. Из материалов дела следует, что в июне 2011 года в Калачинскую межрайонную прокуратуру, Калачинский отдел Роспотребнадзора стали поступать многочисленные обращения граждан с жалобами на ухудшение качества воды, на необходимость установления причин указанного и разъяснения правовых последствий некачественно предоставленной коммунальной услуги. Данная тенденция прослеживалась и ранее, что было установлено решением Калачинского городского суда от 8.10.2009 года по иску прокурора к МУП «Коммунальник», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального образования и администрации Калачинского муниципального образования о признании незаконным бездействия по обеспечению подачи воды надлежащего качества населению района. При таких обстоятельствах, ответчик обязан был спрогнозировать качество исходной воды, средне-летнее количество разбора воды, заблаговременно предпринять меры для предотвращения возникшей ситуации с питьевой водой в летний период 2011 года. Анализ представленных ответчиком доказательств позволяет суду сделать вывод, что меры по устранению нарушений санитарно-химического состава воды, выявлению причин их возникновения, хотя и предпринимались, однако были недостаточными, что повлекло нарушение прав неопределенного круга потребителей предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества. В соответствии со ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" в защиту прав неопределенного круга потребителей могут быть заявлены только требования неимущественного характера, то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм. Поскольку факт подачи потребителям в спорный период воды ненадлежащего качества подтвержден заявлениями граждан, актами отбора проб воды и протоколами лабораторных исследований, заключениями врачей-экспертов ГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе, то на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений в виде обязания организовать предоставление потребителям жилищно- коммунальных услуг в виде подачи питьевой воды надлежащего качества, при этом заявленный прокурором срок устранения суд находит разумным, отвечающим как объему необходимых к осуществлению мероприятий, так и правам потребителей. Кроме того, анализируя состояние насосно-фильтровальных станций и водоразводящих сетей Калачинского городского водопровода и данные анализа воды, согласно экспертного заключения по результатам лабораторных исследований Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе № К/Л от 11.07.2011 суд полагает, что одной из причин не соблюдение качества питьевой воды является ненадлежащее состояние насосно-фильтровального оборудования и водопроводных сетей, собственником которых является Муниципальное образование «Калачинский район» Омской области. Согласно ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения. В Основах законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22.07.1993 № 5487-1в ст.ст. 1, 11 установлено, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Таким образом, Администрация Калачинского муниципального района обязана принимать меры к организации водоснабжения, которое отвечало бы условиям безопасности, не ставя под угрозу здоровье населения. Между тем, суд не находит оснований для привлечения к гражданской ответственности администрацию Калачинского городского поселения, поскольку в силу п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. Однако, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения- в частности, объекты водоснабжения не были Калачинским муниципальным районом переданы Калачинскому городскому поселению в собственность, в связи с чем администрация Калачинского городского поселения не имеет возможности участвовать в решение вопросов водоснабжения, о чем заявлено в судебном заседании представителем Калачинского городского поселения, представителем ООО «Калачинский водоканал» и не оспаривалось прокурором. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского городского поселения о признании бездействия по организации водоснабжения населения района питьевой водой незаконным и обязании организовать водоснабжение питьевой водой, к ООО «Калачинский водоканал» о признании незаконной деятельности по подаче воды населению ненадлежащего качества и обязании организовать предоставление потребителям жилищно- коммунальных услуг в виде подаче питьевой воды надлежащего качества удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Калачинского муниципального района по организации водоснабжения населения района и обязать организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества в срок до 1.12.2011 года. Признать деятельность ООО «Калачинский водоканал» по подаче воды населению ненадлежащего качества незаконной и обязать организовать предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг по подачи питьевой воды надлежащего качества в срок до 1.12.2011 года. В удовлетворении иска прокурора в остальной части отказать. Решение суда может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление в 10 дней срок с момента изготовления мотивированного решения в Омский областной суд через Калачинский городской суд. Судья Мотивированное решение изготовлено 22.08.2011 года.