ЗАОЧНОЕ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года г.Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., прокурора Куминова В.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 906/2011 по исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, суд
У С Т А Н О В И Л:
Калачинский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области о признании незаконным бездействие и об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, в котором указал, что в августе-сентябре 2011 года Калачинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности с привлечением в качестве специалистов сотрудников отдела надзорной деятельности Калачинского района ГУ МЧС России по Омской области в помещении, эксплуатируемом ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, в частности: на путях эвакуации и эвакуационных выходах не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности соответствующих требованиям п. 3.8. НПБ 160-97; не разработан и не вывешен на видном месте план эвакуации людей на случай пожара ГОСТ Р12.2.143- 2002; п. 16 ППБ 01-03; административное здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения, фактически имеется лишь один огнетушитель ОП в помещении архива; здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией с оповещением людей о пожаре (п.14 НПБ 110-03; п. 5.1 НПБ 104-03); на втором этаже здания, лестничная клетка не отделена от коридора самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах (п. 6.18 СНиП 21-01-97); на первом этаже здания в лестничной клетки и коридоре стены, потолок и пол отделаны горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03; п.6.25* СНиП 21-01-97), тем самым, эксплуатация помещений в которых осуществляют свою деятельность ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области расположенного по адресу: <адрес>, является незаконной, поскольку создает угрозу жизни, здоровья и безопасности пребывающих там граждан, просили признать бездействие ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности и обязать ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
Определением Калачинского городского суда от 28.10.2011 года произведена процессуальная замена стороны ответчика ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области на ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области в порядке ст.44 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор Куминов В.В. уточнил исковые требования, просил признать бездействие ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности незаконным, обязать ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
Ответчик ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание своего представителя не направили, не просили об отложении разбирательства по делу, не сообщали об уважительности причин отсутствия представителя, в связи с чем суд в соответствии со ст.233 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Опрошенный судом в качестве свидетеля ФИО3 суду пояснил, что в соответствии с ч. 2 ст. ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ ФБУ «МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области» выбыло из правоотношений, в связи с внесением 19 октября 2011 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области), образованного путем реорганизации в форме слияния межрайонных уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Омской области и прекращении деятельности ФБУ «МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области», указанное прокурором помещение находится во владении на праве оперативного управления, устранение нарушений противопожарного законодательства планируется поэтапно в зависимости от финансирования.
Выслушав прокурора Куминова В.В., свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.
Согласно Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу п. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно п. 108 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
Согласно п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается в том числе применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
В порядке п. 16 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее - Правила) в зданиях и сооружениях должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.
Согласно п. 51 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с подп. «е» п. 6.7.3 «ГОСТ Р 12.2.143-2002. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 20.11.2002 № 420-ст, цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026 и нормативным документам отраслевого назначения.
Пунктом 6.3.1 «ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 12.4.026), принятым Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 N 387-ст, установлено, что к основным знакам безопасности относятся знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки.
В пункте 6.3.3 ГОСТ Р 12.4.026 предусмотрены требования к цветографическим изображениям и размерам основных и дополнительных знаков безопасности, в том числе знаков пожарной безопасности и эвакуационных знаков.
Так, исходя из п. 6.3.3.4 ГОСТ Р 12.4.026, цветографические изображения, смысловые значения, места размещения (установки) и рекомендации по применению знаков пожарной безопасности установлены в Приложении Ж.
На основании п. 6.3.3.5 ГОСТ Р 12.4.026 цветографические изображения, смысловые значения, места размещения (установки) и рекомендации по применению эвакуационных знаков установлены в Приложении И.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области владеет на праве оперативного управления помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно информации МЧС России ГУ ЧС по Омской области УНД ОНД Калачинского района № 576 от 25.08.2011 года в помещении, используемом ФБУ МРУИИ № 4 УФСИН России по <адрес> в <адрес> имеются нарушения требований пожарной безопасности: на путях эвакуации и эвакуационных выходах не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности соответствующих требованиям п. 3.8. НПБ 160-97; не разработан и не вывешен на видном месте план эвакуации людей на случай пожара ГОСТ Р12.2.143- 2002; п. 16 ППБ 01-03; административное здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения, фактически имеется лишь один огнетушитель ОП в помещении архива; здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией с оповещением людей о пожаре (п.14 НПБ 110-03; п. 5.1 НПБ 104-03); на втором этаже здания, лестничная клетка не отделена от коридора самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах (п. 6.18 СНиП 21-01-97); на первом этаже здания в лестничной клетки и коридоре стены, потолок и пол отделаны горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03; п.6.25* СНиП 21-01-97).
19 октября 2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области), образованного путем реорганизации в форме слияния межрайонных уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Омской области и прекращении деятельности ФБУ «МРУИИ № 4 УФСИН России по Омской области.
Тем самым, эксплуатация помещений в которых осуществляют свою деятельность ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области является незаконной, поскольку создает угрозу жизни, здоровья и безопасности, пребывающих там граждан, при этом, меры к устранению выявленных нарушений ответчиком не принимаются, что предопределяет обязанность суда обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности.
Обязать ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации помещения, расположенного в <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней с момента получения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2011 года.