Решение по искуКалачинского межрайонного прокурора к Администрации Калачинского района, МУ `Городское хозяйство` о признании незаконным бездействия по содержанию автомобильных дорог.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            г. Калачинск                                      20 февраля 2012 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора Дроздовой Н.И., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95/2012 по иску Калачинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского городского поселения, МУ «Городское хозяйство» о признании незаконным бездействия по содержанию автомобильных дорог общего пользования и понуждении производства работ по содержанию дорог, суд

УСТАНОВИЛ:

Калачинской межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области были установлены факты бездействия, не обеспечения охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Калачинского городского поселения Омской области, решением Совета Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 20.01.2009 № 6-РС создано Муниципальное учреждение «Городское хозяйство», согласно Устава которого одним из основных видов деятельности является консультирование, организация и оказание помощи при ремонтно-строительных работах и работах по содержанию дорог улично-дорожной сети городского поселения, управление вопросами городского хозяйства и решение вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения городского поселения, между тем, на пешеходных переходах, расположенных по <адрес>, <адрес> <адрес>, сформированы снежные валы, что практически препятствует движению пешеходов, на проезжей части к пешеходным переходам на <адрес>, <адрес> <адрес>, сформировался снежный накат, что также создает угрозу безопасности здоровью и жизни пешеходов, выявленные нарушения требований закона в части не выполнения в полном объеме требований закона к эксплуатационному состоянию и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования, что тем самым не обеспечивает безопасность дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, руководствуясь ст.15 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1,3,12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. ст. 14,50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.3,6,13,17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 13 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» просили признать незаконным бездействие администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: на пешеходных переходах, расположенных по <адрес>, <адрес>, а также на <адрес> и обязать провести соответствующие работы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: расчистить автомобильные дороги от снежных заносов, убрать снежные валы с обочин на пешеходных переходах, расположенных по <адрес>, <адрес> <адрес>, а также на <адрес>, <адрес> <адрес>.

В дальнейшем Калачинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования просил обязать администрацию Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района <адрес>, МУ «Городское хозяйство» провести соответствующие работы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: убрать снежные валы с обочин и накаты на проезжей части на пешеходных переходах, расположенных на <адрес> <адрес>.

В судебном заседании прокурор Дроздова Н.И. поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Калачинского городского поселения, МУ «Городское хозяйство» Балашенко В.В., действующий на основании доверенностей от 28.02.2011 года, от 13.12.2011 года, исковые требования признал частично, указав, что работы по содержанию указанных участков дорог ведутся, между МУ «Городское хозяйство» и ФИО4 И.П. заключен договор, согласно акта от 13.02.2012 года снежные валы с обочин на пешеходных переходах убраны, допускает, что очистка проведена не в полном объеме, полагал, что ответственность должна быть возложена на ФИО4 И.П.

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД «Калачинский» Бакаев В.Н. суду пояснил, что очистка пешеходных переходов и прилегающих к ним участков в соответствии с требованиями ГОСТ не производилась весь зимний период, неоднократно направлял информацию ответчикам о необходимости осуществления указанных работ, 7.02.2012 года обратился к прокурору с просьбой принять меры в отношении ответчиков, 17.02.2012 года провел контрольную проверку, согласно результатам которой снежный накат и снежные валы не убраны от пешеходных переходах на улицах <адрес>, ответчики систематически игнорируют требования о содержании пешеходных переходов, создавая угрозу безопасности пешеходов.

Выслушав стороны, прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность -деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 1 и 11 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как установлено п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В п. 13 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» указано, что в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входит механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196- ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что под безопасностью дорожного движения необходимо понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Решением Совета Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 20.01.2009 № 6-РС создано Муниципальное учреждение «Городское хозяйство». Постановлением главы Калачинского городского поселения от 28.01.2009 № 9-п утвержден устав МУ «Городское хозяйство» (л.д.6).

Согласно Уставу учредителем Учреждения является администрация Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области.

В соответствии с Уставом МУ «Городское хозяйство» в число основных видов деятельности входит консультирование, организация и оказание помощи при ремонтно-строительных работах и работах по содержанию дорог улично-дорожной сети городского поселения, управление вопросами городского хозяйства и решение вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения городского поселения (л.д.7-11).

Как установлено в ходе судебного разбирательства на пешеходных переходах, расположенных по <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, сформированы снежные валы, что практически препятствует движению пешеходов.

На проезжей части к пешеходным переходам на <адрес>, <адрес> <адрес>, сформировался снежный накат.

Между тем, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц регламентированы Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221.

В соответствии с требованиями п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют не более 6 часов с момента окончания снегопада.

Согласно п. 3.1.8 названного ГОСТ формирование снежных валов не допускается ближе 5 м от пешеходного перехода.

Вышеуказанные факты в деятельности администрации Калачинкого городского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, МУ «Городское хозяйство» напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанные улицы общего пользования в Калачинском городском поселении Калачинского муниципального района Омской области, при этом, пешеходные переходы по <адрес> находятся непосредственно у образовательных учреждений.

Таким образом, бездействие ответчиков в части не выполнения в полном объеме требований закона к эксплуатационному состоянию и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования не обеспечивает безопасность дорожного движения и создают угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Выводы суда подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, в частности, актом контрольной проверки состояния улично-дорожной сети, технических средств регулирования дорожного движения от 17.02.2012 года (л.д.26), фотографиями участков дорог на пешеходных переходах (л.д.27-45), представлением ОГИБДД от 7.02.2012 года в адрес Калачинского межрайонного прокурора (л.д.19-20).

В связи с изложенным суд полагает необходимым возложить на Администрацию Калачинского городского поселения, МУ «Городское хозяйство» обязанность проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: убрать снежные валы с обочин и накаты на проезжей части на пешеходных переходах, расположенных на <адрес> <адрес>.

К доводам представителя ответчиков Балашенко В.В. в части освобождения их от гражданской ответственности в связи с наличием договора на оказание услуг по содержания дорог с третьим лицом, суд относится критически, поскольку указанная обязанность отнесена к полномочиям органа местного самоуправления федеральным законодательством, заключение гражданско-правовых договоров с исполнителями указанных работ не может привести к изменению обязанностей, определенных законом, к тому же, документов, подтверждающих наличие договоров, а также их существенные условия, суду предоставлены не были, в свою очередь, целью образования МУ «Городское хозяйство», согласно решения Совета Калачинского городского поселения № 6-рс от 20.01.2009 года (л.д.6), явилось создание комфортных условий проживания населения города с определением предметом деятельности- предоставление администрации Калачинского городского поселения услуг в сфере управления, в том числе, решения вопросов местного значения.

Учитывая, что бездействие ответчиков носит длящийся характер, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сроки очистки дорог исчисляются часами, суд полагает необходимым привести решение в части понуждения к проведению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования к немедленному исполнению, поскольку в противном случае, исходя из правил вступления решения в законную силу, регламентированных ст.209,321 ГПК РФ, а также приведения его к исполнению, утрачивается принцип эффективности судебного решения.

При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов, суд полагает необходимым взыскать с МУ «Городское хозяйство» судебные расходы связанные с оплатой госпошлины в местный бюджет в размере 4000 рублей в соответствии со ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: на пешеходных переходах, расположенных по <адрес> <адрес>.

Обязать администрацию Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» провести работы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: убрать снежные валы с обочин и накаты на проезжей части на пешеходных переходах, расположенных на <адрес>, <адрес> <адрес>.

Взыскать с МУ «Городское хозяйство» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение суда в части обязания администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» провести работы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 21.02.2012 года.